Фото с сайта vestikavkaza.ru |
Госчиновники в Туркменистане неохотно делятся информацией даже со своими, семь раз проверенными на лояльность представителями местных средств массовой информации, а если выяснится, что журналист готовит статью или репортаж для зарубежного издания, то они в лучшем случае скажут «мен хич зат билемок» (я ничего не знаю) и посоветуют обратиться в пресс-службу министерства, а в худшем — воспримут как засланного казачка, добывающего какие-то секретные сведения.
Лишь немногие решаются пойти на контакт с работающим на иноСМИ автором, рассказать о своей работе да и те идут на такой героический шаг только после получения железобетонных гарантий о неразглашении их настоящих имен.
Так случилось и на этот раз — услышав «клянусь всеми святыми», ответработник одного из подразделений Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана согласился рассказать корреспонденту ИА REGNUM о проблемах строительства туркменского участка Прикаспийской железной дороги (Казахстан-Туркменистан-Иран) — самого протяженного в транспортном коридоре Север-Юг.
По словам собеседника агентства, у туркменских строителей только теперь появилась реальная возможность «довести до ума» все работы на северном 466 километровом отрезке дороги от станции Берекет до казахстанской границы, заметно ускорить темпы укладки рельсов на южном 256,5- километровом участке от станции Берекет к иранской границе и уже в этом году обеспечить движение составов по всему 722,5 километровому туркменскому участку новой стальной магистрали Север-Юг.
Новая возможность «довести до ума и ускорить темпы», по его словам, связана с подписанным на днях постановлением президента Гурбангулы Бердымухамедова, согласно которому Министерству железнодорожного транспорта Туркменистана разрешено провести закупку спецтранспорта и спецтехники для строительства новых железных дорог.
По сообщениям местных СМИ, уже в ближайшие дни компании «Wellsford LLP» и «Stock Plaza LLP» из Великобритании поставят в Туркменистан спецвагоны-дефектоскопы и путеизмерители, для укладки рельсошпальных решеток, транспортировки бесшовных рельсов, вагонов-дозаторов для перевозки и укладки щебня, а также дорожное оборудование и инструменты.
За последние годы о железной дороге Казахстан — Туркменистан — Иран, призванной стать мостом, соединяющим Европу с Азией, ключевым звеном Трансконтинентального транспортного коридора Север-Юг, было много публикаций. Следует заметить, что все авторы и их собеседники-эксперты отмечали неоспоримые преимущества нового транспортного коридора перед другими ныне действующими по направлении Север-Юг маршрутами. В частности, говорилось о трехкратном сокращении пути, чем через Суэцкий канал, об экономии времени при отправке грузов из Европы к портам Персидского залива, так как он на 600 километров короче, чем существующий проход Бейнау-Дашогуз-Туркменабат-Теджен-Серахс-Мешхед.
Напомним, меморандум о строительстве прикаспийской железной дороги Узень (Казахстан) — Гызылгая-Берекет-Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран) был подписан весной 2007 года в Тегеране на встрече глав этих трех прикаспийских государств. По маршруту протяженностью 934,5 км — из которых туркменский отрезок составит 722,5 км, иранский участок — 82 км, казахстанский 130 км — планировалось перевозить в пределах 10 миллионов тонн в год.
Выступая на церемонии с речью, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов объявил тогда о том, что реализация проекта будет завершена к концу 2011 года. Однако к указанному сроку именно туркменский участок не был готов принимать составы с севера и юга. Стали искать виновника. Им оказалась иранская компания «Парс энерджи», которая, как сказал глава туркменского государства на заседании правительства, «из-за своих некоторых экономических проблем не может, согласно плану, построить доверенный ей участок железной дороги на территории Туркменистана».
Гурбангулы Бердымухамедов поручил вице-премьеру правительства по транспорту и связи Розымурату Сейиткулиеву аннулировать $700 миллионный контракт с «Парс энерджи» и приступить к строительству этого участка железной дороги своими силами. Сказано — сделано. Иранские строители, которые взялись было за дело на участке дороги от Берекета до Этрека, ушли из страны, а Бердымухамедов заверил внешнеполитических партнеров, что к декабрю 2012 года Туркменистан собственными силами точно и в срок выполнит обязательства по строительству своего участка железнодорожного пути.
Однако и эти озвученные сроки сдачи прошли, а движение по стальной магистрали так и не открылось. По сути получилось, что глава Туркменистана во второй раз не сдержал слово, а потому оргвыводы последовали незамедлительно — в январе 2013 года Бердымухамедов обвинил вице-премьера туркменского правительства по транспорту и связи Розымурата Сейиткулыева в срыве запуска транспортного коридора Север-Юг и уволил его «за недостатки в работе». Как и следовало ожидать в таких случаях, Высшая контрольная палата и правоохранительные органы аккурат к увольнению выявили массу уголовнонаказуемых деяний во всех до этого благополучных сферах, которые курировал опальный вице-премьер. «Разумеется, чтобы сохранить лицо перед зарубежными партнерами в высшем руководстве страны могут назвать новую дату завершения стройки и даже для приличия устроить пышные и помпезные торжества на каком-то готовом мраморном вокзале или разъезде с приглашением президентов из стран-участниц проекта, а потом еще долго приводить все хозяйство в рабочее состояние» — сказал в беседе с ИА REGNUM представитель железнодорожного транспорта Туркменистана, который убежден в том, что не скоро эта злополучная дорога в Каракумских барханах будет наконец-то построена и по ней пойдут грузопассажирские поезда.
Между тем в кулуарах дипломатического приема по случаю 34-й годовщины Исламской революции, который прошел в понедельник в Астане, чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Казахстане Горбан Сейфи заявил, что железная дорога Казахстан — Туркменистан — Иран «должна открыться в ближайшие несколько месяцев, весной, ближе к лету текущего года».
Подобные заявления дипломатов, по мнению собеседника ИА REGNUM, специалиста, имеющего непосредственное отношение к строительству дороги в условиях пустыни, вводят в заблуждение тех, кто возлагает на этот транспортный коридор большие надежды, кто планирует свою деятельность, согласно звучащим заявлениям.
И с этим мнением нельзя не согласиться вот почему.
Например, оптимизм туркменского посла в Казахстане Махтумкули Акмурадова относительно того, что «Туркменистан в ближайший период завершит строительство железной дороги до иранской границы», распространенный изданием «ЛИТЕР-Неделя», поставил в весьма неловкое положение президента Зернового союза Казахстана Нурлана Тлеубаева. Обрадованный таким заявлением туркменского посла, Тлеубаев поспешил заявить, что теперь его страна главную ставку при осуществлении экспортных поставок казахстанского зерна в 2013 году сделала именно на коридор Север-Юг и отказывается от транзита зерна через Черное и Балтийское моря.
Такой вот конфуз вышел с преждевременными заявления о предстоящем вводе в строй, несомненно, важного и нужного для всех сторон объекта.
Справедливости ради следует сказать, что за последние 20 лет Туркменистан накопил большой опыт и построил собственными силами, по разным данным, более 1400 километров новых железных дорог. Это и построенная в 1996 году 308 км линия Теджен-Серахс-Мешхед (Иран), транзит грузов по которой приносит в казну Туркменистана порядка 50 миллионов долларов США в год, причем этот показатель из года в год растет вместе с ростом объема грузопотока. В 1999 году начала действовать железнодорожная ветка Туркменабат-Атамурат протяженностью в 203 км, соединившая левобережье Амударьи с областным центром Лебапского велаята и со столицей. В 2006 году туркменские железнодорожники сдали в эксплуатацию 540-киллометрую магистраль Ашгабат-Каракумы-Дашогуз стоимостью более 1 млрд. долларов США.
Конечно, сбой в работе, срыв запланированного может где угодно и с кем угодно случиться. Ситуацию со сроками ввода в строй железнодорожной ветки Казахстан-Туркменистан-Иран, очевидно, тоже не стоит драматизировать. Но есть у туркмен мудрая поговорка, которая рекомендует не снимать штаны, реально не увидев воду. Иначе окажешься в неловком положении и с голым задом. Именно эту поговорку хочется напомнить всем, кто хочет бежать впереди паровоза.
Источник: ИА REGNUM
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.