Мовсун Гаджиев, Сергей Хазов, Борис Юнанов
Визит Владимира Путина в Баку больше всего походил на пиар-акцию в поддержку Ильхама Алиева, рассчитывающего по итогам выборов 9 октября в третий раз подряд стать главой Азербайджана. У акции была конкретная цена: паи в каспийских газовых месторождениях и новые оружейные контракты. Судя по количеству рукопожатий и улыбок, Алиев свое получил. Что получил и чего не получил Путин — выяснял The New Times.
У Ильхама Алиева хорошая память, и он наверняка помнит, как однажды Москва спасла его от почти неизбежного краха. Это было в ноябре 2005-го, перед парламентскими выборами в Азербайджане. Успех «цветных революций» в Грузии, на Украине и в Киргизии, а также убийство главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова, известного своими резкими выпадами в адрес азербайджанской власти, вывели тогда на улицу тысячи оппозиционно настроенных граждан. В центре Баку начались столкновения с полицией. Посол США Рино Хаpниш объезжал регионы страны, активно контактировал с оппозиционными лидерами и активистами. Правящая партия «Ени Азербайджан» предложила выдворить из республики Харниша, но на такой шаг Баку в итоге не пошел. Ситуация стала меняться за две недели до выборов: в Баку на подмогу азербайджанским властям высадился «десант» из Москвы во главе с директором СВР России Сергеем Лебедевым. Решимости у Ильхама Алиева тут же прибавилось: к столице были стянуты отборные подразделения спецназа. 7 ноября, на следующий день после выборов, силовики без особого труда расправились с сидячей акцией оппозиции.
Сплошная «симметрия»
Дальше все пошло по принципу: если революция не увенчается успехом, наступает реакция. Активисты оппозиции, журналисты, а также подозреваемые в симпатиях к оппозиционерам министры и крупные фукционеры оказались за решеткой. Несколько оппозиционеров, которые все же смогли пройти в парламент, сдали свои мандаты. Власти отобрали офис у крупнейшей оппозиционной партии страны — Партии Народного фронта.
Однако Москва не смогла тогда воспользоваться плодами этой победы. Бакинские источники The New Times утверждают, что Кремль собирался повторить в Азербайджане абхазский сценарий с созданием тандема и подконтрольностью одного из его участников*. Азербайджану на роль премьера предлагали сокурсника Владимира Путина по ЛГУ Ильхама Рагимова. В Баку с условием Москвы на словах соглашались. Но после инаугурации Ильхам Алиев оставил на посту прежнего премьера — Артура Расизаде. Для Рагимова же придумали своеобразную компенсацию — по слухам, которые ходят среди азербайджанской диаспоры в Москве, ему купили и подарили гостиницу «Украина».
Отношения между Баку и Москвой стали портиться. В ноябре 2006-го в Москве началась борьба с азербайджанскими посредниками на рынках, в Баку кампанию расценили как начало репрессий против азербайджанской общины в России. В 2009-м Баку, несмотря на активные возражения Москвы, решил участвовать в программе «Восточное партнерство» под эгидой Евросоюза.
Настоящий кризис разразился в июне 2010-го. Белоруссия задолжала «Газпрому» $187 млн, Москва отказалась дать отсрочку выплаты. Тогда в ответ на просьбу Александра Лукашенко Ильхам Алиев предоставил Белоруссии кредит $200 млн.
В ноябре того же года свой вклад в углубление разлада между Москвой и Баку внес сайт WikiLeaks, опубликовав разговор Ильхама Алиева и заместителя госсекретаря США Уильяма Бернса. В документе говорилось, что Алиев «выражается грубо, уличным жаргоном в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина». Алиев, судя по документам WikiLeaks, заявил, что «сам видел, как Дмитрий Медведев принимает решения, которые затем требуют дальнейшего утверждения в офисе премьера перед тем, как они воплощаются в жизнь».
Ответ российской стороны не заставил себя долго ждать. В декабре 2010-го итальянская газета Il Foglio со ссылкой на немецких дипломатов сообщила, что супруга президента Азербайджана Мехрибан Алиева тайно встречается с Александром Лукашенко в Берлине. Из Баку и Минска, естественно, шли заявления, что «скандал заказан в Москве». После чего общение между Баку и Москвой прекратилось полностью — Ильхам Алиев игнорировал даже саммиты СНГ.
Летом 2012 года Баку сделал свой ход: дождавшись окончания срока аренды Габалинской РЛС, азербайджанские власти подняли стоимость аренды РЛС с $7 млн до $300 млн. Российские военные покинули базу.
«Грузинский сценарий»
Следующая страница российско-азербайджанских отношений в Баку была вообще расценена как попытка Кремля сменить власть в Азербайджане. В марте 2012 года группа видных деятелей азербайджанской диаспоры объявила о создании в Москве Союза азербайджанских организаций России (САОР) — альтернативы абсолютно подконтрольному Баку Всероссийскому азербайджанскому конгрессу. (См. The New Times № 38 от 19.11.12) Официальные азербайджанские СМИ обвинили Москву в «имперских амбициях» и попытке повторения в Азербайджане «грузинского сценария»: в Грузии тогда на парламентских выборах только-только победила «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили.
Дополнительную интригу в ситуацию вносит то, что один из активистов САОР, известный кинодраматург и режиссер Рустам Ибрагимбеков с начала этого года наладил активные контакты с представителями азербайджанской оппозиции. В ин-тервью местным СМИ он выражал уверенность в том, что 2013 год будет последним для правления Ильхама Алиева. В оппозиционных кругах с апреля этого года муссировалась идея с его выдвижением в качестве единого кандидата от оппозиции. В мае оппозиционеры объединились в Национальный совет, который возглавил Ибрагимбеков. В Баку объявили, что режиссер станет единым кандидатом в президенты от оппозиции. Правда, с самого начала было известно, что у него при регистрации в ЦИК будут проблемы: Рустам Ибрагимбеков имеет еще и российский паспорт, а азербайджанское законодательство не признает двойное гражданство. На эти опасения в окружении Ибрагимбекова отвечали, что «все будет, как с Бидзиной: когда надо, в течение одного дня российские власти его лишат гражданства».
Но уже к началу августа стало известно, что кандидатом в президенты Ибрагимбекова, скорее всего, не зарегистрируют — пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью азербайджанскому информагентству АРА сообщил, что «срок рассмотрения обращения о выходе из гражданства может занять до года».
Впрочем, сам Ибрагимбеков не теряет надежды: «Документы (на отказ от российского гражданства) были приняты относительно недавно, — заявил политик в разговоре с The New Times, — поэтому говорить о том, мешает мне Кремль или нет, пока рано». По словам Рустама Ибрагимбекова, он отправил письмо Владимиру Путину, в котором в порядке исключения попросил рассмотреть вопрос об отказе от российского гражданства в более сжатые сроки. А на случай, если к выборам его не допустят, у азербайджанской оппозиции есть за пазухой другой кандидат: «известный ученый», имя которого пока держится в секрете, «чтобы оградить его от нападок властей», — заметил Ибрагимбеков.
«Надеялись откупиться газом»
Когда же Москва решила изменить тон и включиться в азербайджанскую предвыборную партию? Скорее всего, это про-изошло в начале июля. 4 июля в Баку прилетел глава «Роснефти» Игорь Сечин. Оттуда он, со слов источников The New Times, вернулся окрыленный. Бакинские СМИ пускают слух: 20 % месторождения «Апшерон» отходит «Роснефти» плюс к тому готовятся оружейные контракты с Москвой на $1,6 млрд. Неслучайно, мол, Путин привезет с собой в августе в Баку и Сечина, и Шойгу.
Итоги визита для многих стали холодным душем: соглашение об участии «Роснефти» в разработке газовых месторождений «Шахдениз-2» и «Апшерон» не подписано. Оружейный контракт — тоже. Руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан пояснил, что россиянам пришлось довольствоваться лишь соглашением «Об основных условиях поставок нефти» — документ предусматривает проведение торговых операций между двумя компаниями в области поставок сырой нефти. Эти операции предполагается осуществить как на территории Азербайджана и России, так и на территории третьих стран.
Руководитель бакинского Центра журналистских расследований Фикрет Фарамазоглу считает причиной провала переговоров стремление Москвы добиться от Баку большего, чем предполагалось заранее: «Они (россияне) собирались увезти из Баку и обещание Алиева о вступлении Азербайджана в ЕврАзЭС и Таможенный союз. Но это никак не пересекается с геополитическими целями республики. В Баку надеялись откупиться газом. Но Путину этого показалось мало».
Кто в доме хозяин
Итак, Путин уехал практически ни с чем, оказав тем не менее — самим фактом визита — Ильхаму Алиеву немаловажную для него предвыборную поддержку. В свою очередь, азербайджанская оппозиция запуталась с единым кандидатом. Но означает ли это, что опасаться Алиеву больше нечего и некого? Вряд ли.
В азербайджанской правящей элите зреет раскол. Сразу после прихода к власти Ильхама Алиева в 2003 году наблюдатели в Баку отмечали усиление влияния родственников его супруги Мехрибан — клана Пашаевых. Многим уже тогда было ясно: столкновение новой элиты со старой гвардией соратников Гейдара Алиева неизбежно.
В 2008 году, сразу после президентских выборов, по данным анонимного источника The New Times, близкого к азербайджанским властям, Пашаевы добивались, чтобы Ильхам Алиев ограничился двумя сроками — как это было записано в азербайджанской Конституции. Но ничего не вышло: в марте 2009 года в Азербайджане прошел референдум, который снял ограничения в сроках.
Баталии возобновились в конце прошлого года. Бывший ректор Азербайджанского международного университета (АМУ) Эльшад Абдуллаев, получивший во Франции политическое убежище, выложил в интернете записи своих бесед, свидетельствующие о покупке-продаже мест в парламенте. Война компроматов привела к серии скандальных арестов и непонятных смертей — все это живо обсуждается в бакинских СМИ.
Самой большой интригой года долгое время оставался вопрос, кого же правящая элита выдвинет в качестве кандидата в президенты. В июне на этот вопрос ответила правящая партия «Новый Азербайджан» — на съезде выдвинули кандидатуру Ильхама Алиева. Но сразу вслед за этим проправительственная ПДСА (партия «Демократический светский Азербайджан») выдвинула кандидатуру супруги нынешнего президента — Мехрибан Алиевой. Интрига разрешилась в конце июля. Азербайджанские власти вдруг выяснили, что председатель ПДСА Севда Хуршудова — гражданка Грузии. Ее депортировали на родину, офис партии разгромила полиция.
Офис-то разгромили, но могущественный клан Пашаевых остался. И покуда Москва снова разочарована неуступчи-востью Алиева, способность этого клана вести свою игру на азербайджанском политическом поле никак нельзя списывать со счетов.
Источник: The New Times
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.