Андрей Грозин
В последние десятилетия не было недостатка в проектах доставки в Европу природного газа «с востока», исключающих Россию. Но на всех этих проектах (включая и знаменитый «Набукко») уже можно ставить крест. Единственным реальным из новых маршрутов остается идущий из России «Южный поток». Это фактически признала глава представительства ЕС в Казахстане Аурелия Бушез. Выступая в Алма-Ате, г-жа Бушез назвала «Южный поток» (который планируется завершить в 2018 году) «серьезным достижением», которое «внесет значительный вклад в диверсификацию поставок газа в Европу».
А что же с его недавними конкурентами?
После недавнего масштабного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Центральную Азию «медицинским фактом» становится не только окончательный крах продвигавшегося Западом трубопровода «Набукко». В зоне неопределенности оказались все проекты Брюсселя и Вашингтона по «развороту на себя» энергоресурсов региона. «Набукко» и иные трубопроводы имели серьезную геополитическую составляющую, поскольку рассматривались в качестве таранов, способных нанести удар по политическим и экономическим позициям Москвы, Пекина и Тегерана в Центральной Азии. Но долгая целенаправленная работа, направленная на то, чтобы центральноазитаские нефть и газ пошли в Европу, минуя Россию и Иран, а также не достались Китаю, оказалась напрасной.
Отказ европейских компаний от проекта «Набукко», все меньшие возможности для строительства Транскаспийского (ТКТ) и Трансафганского (TAPI) трубопроводов создают реальную основу для обрушения многих несущих опор западных геополитических конструкций в Центральной Азии и вокруг нее. До недавнего времени едва ли не главными факторами напряжения на Каспии были лоббируемые Западом проекты транскаспийского транзита туркменских и казахстанских энергоносителей.
Китайская экономическая активность позволяет предположить, что эти проекты останутся в истории лишь в разряде мифов и легенд. Как, например, популярные в начале 90-х годов разговоры о том, что Каспий по своим энергозапасам сопоставим с Персидским заливом.
Накануне визита Си Цзиньпина в Центральную Азию австрийская OMV Gas GmbH, возглавляющая консорциум по строительству «Набукко» из Туркменистана и Азербайджана в страны Евросоюза, объявила об аннулировании проекта. Перед этим консорциум, разрабатывающий азербайджанское месторождение Шах-Дениз-2, отказался предоставлять сырье для «Набукко», выбрав проект Трансадриатического газопровода.
Туркменистан же, призванный, по мнению западных стратегов, стать основной сырьевой базой для Европы, сохраняет курс, которого страна придерживается последние пять-шесть лет — осторожное, очень медленное «открытие» экономики страны. В 2008 году Брюссель и Ашхабад подписали Меморандум о взаимопонимании по энергетическим вопросам. Евробюрократы упорно лоббировали интересы ЕС, убеждая Туркменистан присоединиться к планируемой сети трубопроводов для поставок углеводородов в Европу из Центральной Азии.
Ашхабад же строил собственную многовекторную, точнее «многотрубную» политику, когда под разговоры о тех или иных региональных проектах мировых центров силы извлекались разнообразные практические дивиденды: политические, инвестиционные и так далее.
Ясно, что бесконечно такую политику проводить сложно. В связи с мировым финансово-экономическим кризисом и рецессией на европейском рынке энергоносителей лавировать становилось все труднее. И Ашхабад вполне практично определился со своим основным экономическим партнером, выбрав Китай. Сейчас большая часть туркменского газа перенаправилась в Китай и перспективы участия Туркменистана в проекте Транскаспийского трубопровода, на который Брюссель возлагал надежды как на средство ограничить «энергетическую зависимость» от Москвы, стали еще более призрачными, чем когда-либо.
Вообще, интерес к альтернативным газопроводам, наподобие «Набукко», Транскаспия или TAPI, падает с 2008 года. Те проекты, которые уже запущены, постепенно будут реализовываться, но отнюдь не теми темпами, которые наблюдались в «докризисные» годы. Мировая экономическая конъюнктура будет замедлять возможность «шараханий» центральноазиатских энергодержав от одного проекта к другому.
Пекин уже согласовал приобретение углеводородного сырья как у туркменских, так и у казахстанских производителей в таких масштабах, что на какие-либо новые западные маршруты просто будет недостаточно ресурсов – при всем оптимизме относительно будущего возможного роста их добычи. А тему «разворота» центральноазиатского газа в Европу Пекин практически закрыл. Более того, отправившись после Туркмении в Казахстан, Си Цзиньпин заключил с Нурсултаном Назарбаевым соглашение о приобретении Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 8,33% гигантского нефтяного месторождения Кашаган. Стоит напомнить, что все перспективы серьезного наращивания нефтедобычи официальная Астана связывает только с Кашаганом.
Укрепление энергетических связей Туркмении с Китаем может в итоге погубить и проект газопровода «Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия» (TAPI), который Вашингтон лоббирует с начала 1990-х годов. Сейчас США планируют покинуть Афганистан, и их проект Нового Шелкового пути, о котором в сентябре 2011 года объявила госсекретарь Хилари Клинтон, должен был стать заменой физическому присутствию Штатов в Центральной Азии.
Ключевым элементом этой стратегии на период после 2014 года считается TAPI, но его будущее остается туманным не только из-за бесчисленных противоречий стран, по территории которых предполагается проложить трубу, но и из-за новой реальности. Американский «Новый Шелковый путь» в столкновении с новым изданием «старого», китайского Шелкового пути начал «сыпаться». В ходе поездки по Центральной Азии, а именно будучи в Казахстане, Си Цзиньпин озвучил проект «О создании экономического коридора Шелковый путь».
Две стратегии с похожими названиями столкнулись в Центральной Азии и в результате казахстанская нефть и туркменский газ в обмен на стабильные контракты уходят не на Запад, а на Восток. А «Набукко», ТКТ и TAPI «вымирают» – вместе с американскими надеждами на сохранение былого контроля над Центральной Азией.
Источник: Радио Голос России
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.