Спортивный зал расположен в старинной церкви, которая, судя по вывеске, охраняется государством, как памятник архитектуры.
В то время, как в Ашхабаде с большим размахом идет строительство многочисленных и дорогостоящих зданий, сооружений, новых современных дорог, некогда процветавшая туркменская провинция приходит в упадок.
Один из провинциальных городков — Керки — расположен на востоке страны, на левом берегу Амударьи. По данным переписи 1991 года в нем проживало около 20 тысяч человек. Как утверждают историки, само поселение возникло в середине I тысячелетия до н.э. В средние века он носил название «Земм». Название «Керки»предположительно произошло от персидского «Керк» — здание, строение. С 1999 года город носит имя отца С.Ниязова — Атамурат.
В окрестностях города расположены мавзолеи Астана-Баба (XI-XII вв.) и Аламбердара (или Мунтасира) — начало Х века, другие исторические сооружения, многие из которых стали объектами поклонения верующих.
Уже в советское время в 1928 году здесь был сформирован 47-й Керкинский пограничный отряд, который, как писали потом, «внес весомый вклад в разгром басмаческого движения в Средней Азии». Басмачеством большевики называли национально-освободительное движение, распространенное на всей территории Средней Азии в 20-30-х годах прошлого века. Но речь не об этом, а о том, что Керки, город с богатейшей историей, за годы независимости Туркменистана превращается в отсталый, захолустный поселок.
Здесь находится целый исторический квартал с богатой псевдо-восточной архитектурой дореволюционного города. Местные жители бережно относятся к древним памятникам, которые с годами ветшают, и как могут, своими силами, реставрируют их. Ведь специалистов по реставрации древних памятников в нашей стране практически нет, да и госфинансирования на сохранение памятников отпускается явно недостаточно.
Маленький, но очень уютный историко-краеведческий музей, расположен в старом здании. Силами работников музея и добровольцев, но не совсем качественно, были отреставрированы деревянные резные колонны.
Люди в городе очень приветливые, добродушные. Несмотря на то, что живут не богато, но лишний манат не сдерут с тебя в такси, на базарах, в кафе. Народ многонационален и живет очень дружно. Основная масса — это туркмены-эрсары. Сами туркмены говорят, что хотелось, чтобы среди них жили побольше людей разных национальностей. Жители этого славного города очень ценят семейные традиции и обычаи. Дети приветливые и вежливые, обязательно здороваются даже с незнакомыми людьми. Школьная форма такая как и во всем Туркменистане.
В районе Астана-Баба находится единственный новый спортивный комплекс, а в самом Керки острая нехватка спортивных и детских площадок и стадионов. Спортзал обосновался в старинном здании бывшей (Григорианской) церкви, хотя на здании и висит табличка «Памятник архитектуры охраняется государством». Во время правления Ниязова был закрыт местный аэропорт.
Керкинцам приходится много работать, так как семьи многодетные и детям нужно дать образование, собрать калым — выкуп за невесту. Как и у других туркменских племен калым — вещь дорогая, поэтому горожане после своей основной работы подрабатывают на хлопковых полях или частным извозом.
«Туркменское ТВ мы не смотрим и даже не знаем в какой вымышленной эпохе живет страна» — с усмешкой говорят местные жители. — «Мы любим смотреть узбекские, турецкие и российские каналы». Местного радио, как практически по всей стране, здесь нет.
Есть библиотека. Много книг русских и советских классиков, есть и иностранная литература. Но читающих почти не было. Требуются ремонт внутри здания. Средств не хватает. В основном в таких древних постройках находятся государственные организации; городской загс, музыкальная школа, библиотека, магазины, торговый лавки. Новых благоустроенных жилых домов очень мало.
В этом городе снимались документальные и художественные фильмы «Лачин», «Вот вернется папа» туркменского режиссёра Х.Какабаева, знаменитый фильм режиссёра О.Кулиева «Кайгысыз Атабаев» и многие другие фильмы.
Город грязноват, торговцы раскладывают свой небогатый ассортимент прямо на улочках и на тротуарах. На многих постройках есть вывески, о том, что памятник охраняется государством.
Железная дорога, которая проходит через город тоже дает возможность жителям немного заработать. В вагонах проходящих пассажирских поездов люди продают еду и напитки, записи туркменских певцов, и разные безделушки.
Так живет (или выживает) один из периферийных городков Туркменистана в эпоху могущества и счастья.
Мерием Ялкапова
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.