Галим Фасхутдинов
6 ноября в Таджикистане состоялись президентские выборы. Они прошли спокойно и без сенсаций, впрочем, как и вся предвыборная кампания. С подробностями из Душанбе — корреспондент DW.
За пост президента страны в Таджикистане боролись шесть кандидатов. Помимо действующего главы государства Эмомали Рахмона, в гонке участвовали глава Партии экономических реформ Олимджон Бобоев, лидер Демократической партии Таджикистана Саиджафар Исмонов, заместитель председателя Коммунистической партии Таджикистана Исмаил Талбаков, кандидат от Аграрной партии Толиббек Бухориев и глава Социалистической партии Таджикистана Абдухалим Гафаров.
Выборы без интриги
Выборы в Таджикистане прошли без происшествий. Возможно, сказались меры безопасности, принятые властями накануне. Так, в Душанбе в течение трех дней были закрыты почти все рынки. Кроме того, в стране временно ограничили деятельность всех развлекательных заведений. Под усиленным наблюдением милиции оказались не только все избирательные участки и Центризбирком, но и места большого скопления людей.
На улицах можно было видеть даже полицейских с собаками. Голосование в Таджикистане началось в шесть часов утра и завершилось в восемь часов вечера. Уже во второй половине дня ЦИК признал выборы состоявшимися, поскольку к 14.00 по местному времени был преодолен необходимый для этого порог явки избирателей — 50 процентов. Активности населения способствовали объявленный в стране выходной в связи с празднованием Дня конституции и хорошая погода в большинстве населенных пунктов.
Весомое превосходство одного кандидата
Как рассказали DW опрошенные наблюдатели, на избирательных участках не было зафиксировано серьезных нарушений. Впрочем, опросы, проведенные еще до голосования, показывали превосходство одного кандидата — Эмомали Рахмона. По словам экспертов, у нынешней власти не было мотивов использовать административные рычаги для обеспечения победы Рахмона.
Само участие Эмомали Рахмона в голосовании не попало в объективы фото- и видеокамер большинства СМИ. Журналистам за два дня до выборов объявили, что таджикский лидер не будет общаться с прессой, оставляя за собой это право. Хотя в 2006 году он достаточно охотно поговорил с представителями СМИ, рассказав о своем видении процессов внутреннего развития Таджикистана и внешней политики Душанбе.
А вот его соперники с большим желанием общались с журналистами. Кандидат от компартии Исмаил Талбаков рассказал DW, что рассчитывает на победу, которую, по его оценкам, должны обеспечить голоса более 30 процентов граждан, живущих за чертой бедности, а также трудовых мигрантов. Он признался, что проголосовал «за государство с человеческим лицом и его глубокую интеграцию с Россией, вплоть до введения единых паспортов для граждан двух стран». Эмомали Рахмону же в случае своей победы Талбаков пообещал почетную должность главы Совета старейшин. Голосование остальных кандидатов прошло без сенсационных заявлений.
Социал-демократы остались без выбора
По словам экспертов, сенсаций ждать и не стоило. Все они произошли еще до начала предвыборной кампании. Самым интересным событием стало неожиданное фиаско единого кандидата от оппозиции и представителя Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), известной правозащитницы Ойнихол Бобоназаровой.
Ее участие в гонке могло стать историческим прецедентом — до недавних пор женщины в Таджикистане не вели борьбу за высший государственный пост. Но штаб Бобоназаровой не смог собрать в ее поддержку 210 тысяч подписей, необходимых для регистрации.
Сама Бобоназарова 6 ноября на голосование не пришла. В интервью DW она объяснила: «Я не вижу перспектив, независимо от исхода выборов. Кроме того, было огромное количество нарушений в предвыборном процессе, в том числе отказ ЦИК в сборе подписей граждан Таджикистана, находящихся в трудовой миграции».
Примеру Бобоназаровой последовали и ее соратники по оппозиционной коалиции »Объединение реформаторских сил Таджикистана» (ОРСТ), куда вошли «исламисты» и «социал-демократы». В ПИВТ было предложено членам партии самостоятельно определиться с участием в выборах, а социал-демократы и вовсе решили бойкотировать процесс.
Президент на семь лет
ЦИК объявит имя победителя 7 ноября. В этот день свою оценку выборному процессу дадут и миссии наблюдателей. Аналитики рассуждают о том, насколько разойдутся в своих оценках представители двух делегаций — от ОБСЕ и СНГ.
На всех предыдущих выборах в Таджикистане их оценки не совпадали. «Это, конечно же, связано с различием в стандартах. Делегаты от СНГ оценивают непосредственно сам ход голосования, наблюдатели же от ОБСЕ берут во внимание весь процесс предвыборной гонки, включая даже материалы в СМИ в течение года», — говорит таджикский политолог Равшан Абдуллаев.
Источник: Deutsche Welle
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.