суббота, 1 февраля 2014 г.

Город богов

Это обещанный ранее рассказ о фрагменте огромной раскрашенной глиняной статуе из нисийского храма, которая хранится в Национальном музее Туркменистана. Считается, что это голова парфянского воина. Судя по ней, парфянцы имели длинные светлые волосы, длинные бороды и усы. Ну, совсем портрет европейца, даже северного европейца.

Я много лет назад в Москве показала снимок «европейца-парфянца» российскому писателю-историку Владимиру Щербакову. А он, подержав секунду в руках, сразу же выдал: «Так это же Один!».
Многие духовные эпохи нашей цивилизации ярко отразились в историческом процессе развития жизни на туркменской земле. Путь великих переселений древних арийцев из Евразии давно дотянулся до Америки. Их потомки уже вернулись и теперь хозяйничают в Ираке. Американцы наводят свои порядки на бывших парфянских владениях. Парфией замкнется круг земной!? О «круге земном» сообщали древние скандинавские мудрецы. Как исполнение этого арийского пророчества, когда замкнется «круг земной», должен начаться новый виток развития человечества. Он начнется на Иддавель-поле. Это же миф! Несомненно, миф. Но только в такой завуалированной форме может преодолеть огромное временное расстояние древняя мудрость. А Иддавель-поле, оно рядом с Ашхабадом. Когда-то об этом напомнил нам российский писатель-историк Владимир Щербаков и пробудил интерес к верованиям парфянской земли.
Известно, люди на протяжении всей истории вовлекались не раз в долговременные маятниковые миграции на просторах Евразии. Мифы о Гильгамеше, Садко, Одиссее и других известных героях хранят память о подобных миграциях. В определенное время хаотическое движение народов становится более целеустремленным и называется великим переселением. Южане иногда заходили на север, привнеся свой культурный тип – финны, эскимосы, чукчи. Народы же Севера проникали в южные земли, основывая ярко выраженные нордические цивилизации – Древний Иран, Индия. Понятными стали причины удивительно широкого распространения древнейшего музыкального инструмента гопуз в разных точках планеты – и в республике Саха, и в Туркменистане, и в странах южной Америки, когда познакомилась с метаисторией человечества, законами глобальных переселений племен и народов с глубочайшей древности до современности.
Асы-азы
Писатель-историк Владимир Иванович Щербаков в 1989 году получил звание академика за открытие на туркменской земле стоянки древних германцев. В Великой Свитьод, сообщают эддические сказания, скандинавские народы пережидали ледниковый период. Щербаков делает вывод: страна богов и великанов Великая Свитьод была на территории нынешней Монголии. Оттуда асы в 1 веке до н. э. возвращались в Европу. Щербаков описал маршрут асов, ушедших в Европу. Он проходил по северному побережью Черного моря. Из Азии шли тем же путем, что и сарматы. Часть их, вероятно, входила в сарматский союз племен. Затем асы стали предками скандинавов, и, по закону обожествления, — их богами. Древние азы (асы), давшие миру геонимы «Азия» и «Азовское море», очевидно, разошлись по воле судьбы и растворились в тюркоязычном мире. Из «Эдды»: «Асы взяли себе в той земле жен. А некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов». Божественные руны были принесены в Причерноморье, затем в Скандинавию и сохранились в Исландии как в своеобразном этническом заповеднике.
В.И. Щербаков убедительно обосновал гипотезу, о том, что асы германо-скандинавской мифологии и парфяне — это одно и то же. Асы (азы) были предками германцев, но известно и то, что очень крупным племенем в среде туркмен были азыры, то есть асы. В настоящее время это распространенный в Марыйском и Ахалском велаятах этноним.
В предгорьях Копетдага, указывал академик Щербаков, асы под руководством главного жреца Одина, впоследствии обожествленного, основали Асгард. Владимир Иванович судил по скандинавским преданиям и археологическим раскопкам в Центральной Азии и был уверен в идентичности Асгарда и Нисы. Интересно, что в своей книге «Асгард – город богов» он писал и о сокровищнице, знакомой нам уже по рассказам о парфянской Нисе. «…Но это не просто сокровищница, как полагают археологи. Это сокровищница Асгарда! Сокровищница с ритонами принадлежала главному богу Одину. Ведь сказано же в «Младшей Эдде», что ему не надо угощений. А нужно лишь вино! А рядом с сокровищницей, в той же Старой Нисе, располагалось большое винохранилище». В огромных хумах — глиняных сосудах хранилось вино. Зороастрийцам оно было необходимо для приготовления культового напитка. Академик считал, что огромные раскрашенные глиняные статуи обожествленных предков асов в боевом облачении когда-то стояли в нишах стен нисийского храма. Круглый храм, к которому на летний сезон слетаются археологи со всего мира, Щербаков называл Валгаллой! Заманчиво! Около Валгаллы – роща Гласир. Все листья, как бы, из красного золота. Такие листья, как выяснил академик Щербаков, имели деревья особого сорта персика. Это не выдумка, не фантазия. Красно-золотой цвет листьев я видела в гуще весенней зелени Ашхабадского ботанического сада АН Туркменистана. Но то была слива. Также пылать огненным золотом могло и персиковое дерево.
Свет Востока
«Ушедшие на Запад аланы, среди которых также правили Арсакиды, образовали государство – Аланию – в пределах нынешнего Соммского департамента Франции, на реке Сомм. Одни из наследников нибелунгов – салические франки назвали свою столицу – Турне. Их родственные соседи из королевства Сиагрия имели столицу Тур. То есть это имена, связанные с одним из названий парфян и восточных скифо-сарматов – турами. Вряд ли это всего лишь совпадения! В Финляндии также имеется город Турку, во Франции – Туркуэн и Тюрень, в Германии – Тюрингия, Тюри — в Эстонии, в Швейцарии — Тур, в Белоруссии — Туров, на Украине – Туров, в Казахстане – Тургайская область и Тургай-река, Турда – в Румынии, Турек – в Польше и т.д. Яр-туры вошли в «Песнь о Нибелунгах», а Буй–туры в русское «Слово о полку Игореве» – так пишет И.Л.Семёнов в книге «Тайная миссия Христа».
Следущее я цитирую уже из книги «Асгард – город богов» писателя Владимира Щербакова, он-то больше многих разбирался в этом вопросе: «…Лагерь викингов Треллерборг в Дании создали по тому чертежу. И укрепление Фюркат, и лагерь Аггерсборг, и даже знаменитое кольцо-ринг аварского каганата на Дунае, в Паннонии, и кольцевые укрепления славян тоже. И однажды я с интересом прочитал у одного автора, что прототипом датских лагерей была Валгалла, обитель избранных воинов. Ну, а это главный дом в Асгарде…». Асгардом академик Щербаков считал Нису. Глина и солома – популярный строительный материал в Центральной Азии, в Индии и Северной Африке. Хотя был давно известен жженый кирпич, парфяне строили из сырца, который позволял быстро передавать новые идеи форм. Через века смелые решения парфянских архитекторов повторили многие европейские зодчие, воплотив их уже в камне своих городов.
Писатель-историк Мурад Аджи в книге «Тюрки и мир: сокровенная история» пишет, что «Греческие статуи, например, как и храмы с колоннами, появились не сами по себе, искусство ваяния и архитектуры пришло в античную Европу из Персии, то есть с Востока».
Еще одно авторитетное мнение. «Не менее значительна роль парфян в дальнейшем развитии культуры Запада (поздней Римской империи, а через нее и Византии). Парфянская Месопотамия была одним из основных районов развития древней астрономии и, вероятно, местом, откуда астрология широко распространилась на Запад. Чрезвычайно важна также роль изобразительного искусства Месопотамии, где впервые выработалась и стала господствующим принципом, так называемая схема фронтальности, оказавшаяся столь близкой руководящим идеям христианской эстетики» – так считал авторитетный ученый, автор книги «Культура Древней Парфии» Г.А. Кошеленко. На развитие мировой культуры, в том числе на христианские страны, художественное достояние аршакиды оказали большое влияние. Общение домонгольской Руси с зороастрийским миром было кипучим и многообразным, как и сама жизнь.
Парфия. На память сразу же приходят зороастрийские культовые сосуды — ритоны. Считается, парфянское искусство наследовало ритоны из ведической культуры. В Индии были в ходу подобные сосуды, они изображены на серебряном блюде из Пенджаба. И некоторые протомы – фигурки внизу ритонов: крылатые львогрифоны и даже… крылатый слон, аналогичны капителям архитектурных памятников древней Индии. Грифоны, они тоже из общего ведического прошлого. Потом Парфия наводнила весь мир изображениями фантастических крылатых зверей, которые залетали и в Европу, и в Киевскую Русь, и даже во Владимирскую Русь. Крылатые львы попали на фронтоны Большого и Мариинского театров, долетели до Университетской набережной Санкт-Петербурга.
В Музее изобразительных искусств Туркменистана я долго разглядывала резные растительные узоры на алебастровых панелях из зороастрийского храма Мелле-Херан с юга страны, и поражалась сходству с узорами изразцов того же Ярославля. Хотя считается, что изразцовое искусство отражает быт, обычаи и вкусы русского народа, но явно всем и то, что бутоны, лотосы, огурчики, виноградные кисти, полканы-кони и львы-левушки в сюжетах «русских» керамических изделий, они с Востока. Прошла немного по центру Ашхабада и получила еще одно наглядное подтверждение. Стены Иранского культурного центра покрыты прозрачными многоцветовыми глазурями по образцам их древнего национального искусства, так схожими по технологии исполнения и внешнему эффекту с русскими изразцами. Можно наблюдать сходство узоров мавзолея Имам Реза в Иране и стенописи православных храмов где-нибудь в Суздале или того же знаменитого собора Василия Блаженного в Москве. Да что там, попросила в иранской ювелирной лавке показать мне что-нибудь местное, а предложили плетенный из серебряной нити плоский «огурчик», такой же, как на «русских» цветастых платках.
Древний мир был наводнён товарами восточных ремесленников. Ими государи одаривали послов, ими выплачивали содержание наёмным отрядам воинов. На всех ранних памятниках волхвы в персидских одеждах, поскольку легенда о поклонении волхвов была воспринята первоначально Христианством из зороастрийских, читай персидских преданий. Может быть, это шло с византийцев, которые жили по восточному укладу, и потому для церковных облачений полагалось употреблять узорчатые ткани восточной работы. Клады на территории русских княжеств дают такие восточные предметы, каких сейчас больше собрано в Эрмитаже, чем в Иране. Посольства, войны, а также хитросплетения сотен личных судеб давали возможности обмена мотивами и образами фольклора.
…Русский язык все слышал и запомнил историю взаимоотношения народов в мифах и легендах, в основном дошедших до нас в разобщенных сказках, которые в полной мере оценил первым Александр Сергеевич, создав «Сказку о царе Салтане»…
Если, невзирая на витки истории, до сих пор создаются сходные художественные образы у народов, живущих столь далеко друг от друга, значит, можно говорить не о случайности или даже о прямом заимствовании, или арифметической сумме культур стран и народов, а о сохранениях элементов культуры первоначальной общности. Именно удаленность во времени помогает четче видеть глубокие совпадения в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве народов мира, а точнее общие корни единой культуры, исторические факты которой давно перешли в область мифов.
Ильга Мехти