В женской колонии Дашогуза отбывают сроки наказания, как минимум, десять женщин, осужденных по статьям 137 (Понуждение к половому сношению) и 138 (Занятие проституцией) УК Туркменистана. Но они не занимались проституцией, они были вторыми женами.
Эти женщины, из Лебапского, Марыйского и Дашогузского велаятов были осуждены в декабре прошлого года и приговорены к двум (по другим данным — к трем) годам заключения. Видимо не найдя более подходящей стать, их осудили за проституцию.
На протяжении нескольких лет они были «вторыми женами», с которыми их гражданские мужья, имея официальные браки, заключили мусульманский брачный обряд «нике» («никах»), вполне уважаемый в глазах окружающих в туркменской и узбекской среде.
Этот обряд стал достаточно распространенным явлением в постсоветском Туркменистане. Способствовали этому не столько усиление религиозного влияния в обществе, сколько социальные проблемы: высокий уровень безработицы, особенно среди женщин, резко сократившиеся возможности для получения специального и высшего образования, сокращение мужского населения из-за наркомании и миграции мужчин в поисках работы в другие страны.
В этих условиях все большее количество молодых женщин соглашались стать вторыми, а то и третьими женами у «успешных» мужчин, имеющих хорошую должность или хороший бизнес.
Эти «младшие» жены признанны многочисленной родней, как со своей стороны, так и со стороны мужа. Некоторые из них имеют даже общих внуков в этих неофициальных браках. Часто первые жены знают о том, что у мужа есть вторая семья и не возражают против этого.
После неожиданного «повального» тюремного заключения женщин, состоящих в незаконном браке, появились случаи срочных (и, как сообщают, дорогостоящих) разводов с официальными женами и заключения официальных браков со вторыми женами, для их спасения от тюрьмы.
Наши наблюдатели связывают акции по осуждению «вторых» жен с расширением и ужесточением борьбы властей за нравственность и семейные ценности. Ранее мы сообщали о том, что в стране идут тотальные задержания женщин в кафе и ресторанах.
В то же время, нет информации о задержаниях и арестах реальных «жриц любви», т.е. женщин действительно занимающихся проституцией. Возможно потому, что этот бизнес крышуют сами правоохарнители.
Нам так же не известны факты того, чтобы мужчин осудили по статье «Многоженство».