Александр Заяц
Строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината – самый крупный зарубежный проект Беларуси в ее суверенной истории. Несмотря на ряд сложностей, «стройка века» в туркменской пустыне в самом разгаре, но первую руду планируется начать добывать в 2016 году.
В январе 2010 года «Белгорхимпром» подписал с государственным концерном «Туркменхимия» контракт на строительство белорусскими специалистами под ключ горно-обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений мощностью 1,4 млн т в год на базе Гарлыкского месторождения. Это месторождение разведано еще в 60-х годах прошлого века, но интерес к нему проявили лишь недавно, когда удобрения выросли в цене. Сначала работу по бурению скважин и строительству рудника туркменские специалисты пытались выполнить самостоятельно, но, столкнувшись с рядом сложностей, призвали на помощь белорусов.
Говорят, что запасов калийных солей на месторождении в Гарлыке хватит на 50 лет. Однако добраться до них довольно проблематично. Основной проблемой являются сложные природные и геологические условия этого региона.
Гарлык, расположенный вблизи афганской границы, – это фактически пустыня, ведь недалеко находятся легендарные Каракумы. Из растительности можно встретить лишь небольшие насаждения травы да верблюжью колючку. Температура воздуха летом, которое длится в Туркменистане с мая по сентябрь, достигает 60 градусов по Цельсию.
Что касается геологии, то при проходке шахтных стволов специалисты столкнулись с проблемой водопритоков, которые значительно превышают расчетные показатели. В этой связи было принято решение о переходе на специальный способ проходки стволов, при котором замораживается массив горных пород.
Как рассказал TUT.BY заместитель министра архитектуры и строительства Сергей Ласточкин, в настоящее время ведутся активные работы на надземных объектах. Согласно плану, нужно построить около 140 объектов: начиная от обогатительной фабрики и заканчивая административными помещениями. Большая часть работ уже выполнена. Начинаются работы по подготовке к монтажу технологического оборудования.
Что касается подземной части проекта, то в завершающей стадии находится заморозка водонасыщенных грунтов. То есть в грунте образуется ледяной «стакан» толщиной стенки около 3 метров, который замораживает грунт и воду, создает защитную оболочку. Внутри оболочки будет вестись проходка шахтных стволов, чтобы дойти уже непосредственно до горизонтов и добычи калийных солей. Эти работы по графику планируется начать уже в середине июля.
Несмотря на то, что строительство идет в нужном русле, много вопросов по объекту остаются несогласованными, говорят в правительстве. Речь идет о закупке бурового оборудования, а также других вопросах, которые во время недавнего визита правительственной делегации были подробно обсуждены с туркменской стороной. «Мы нашли подходы с таким расчетом, чтобы это было лучшее оборудование, которое сегодня есть в мире«, — заявил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.
Во время поездки стороны обсудили вопросы подготовки персонала. Мясникович считает, что построить объект, конечно, непросто, но для того чтобы он мог эксплуатироваться, нужен подготовленный персонал. В настоящее время в белорусских вузах и ссузах обучаются туркменские студенты, которые в дальнейшем будут работать на Гарлыкском комбинате. Премьер-министр пояснил: «Всего у нас проходит обучение 8,5 тыс. студентов. Но это люди с высшим образованием, а здесь нужны специалисты и со средним специальным. Мы также договорились о том, что белорусской стороной будет обеспечиваться и подготовка рабочих кадров высокой квалификации«.
Сейчас на объекте в общей сложности работает 1500 человек (как белорусских, так и туркменских специалистов). Из них – 300 белорусов. Это как управляющий персонал, так и обычные рабочие. Средняя зарплата белорусских рабочих составляет около 2 тысяч долларов. Из-за жары работа ведется в вечернее и ночное время. «Рабочий день на объекте длится с 17.00 до 11.00. Люди трудятся в две смены«, — говорит Ласточкин.
Белорусы работают вахтовым методом. Одна вахта длится в среднем 3 месяца, потом люди уезжают на отдых. Им на смену приезжают другие. Выдержать иной режим работы в силу разных климатических условий Туркменистана и Беларуси проблематично.
Стоимость реализации проекта составляет 1 млрд долларов. Но с туркменской стороны существовали определенные проблемы своевременных расчетов по строительству ГОКа. Во время визита Мясниковича эти вопросы удалось снять. «С президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым мы договорились, что туркменская сторона будет оплачивать по факту строительно-монтажные работы и поставки оборудования и техники не только для Гарлыкского комбината, но и для других народно-хозяйственных целей«, — отметил белорусский премьер, подчеркнув, что «это существенным образом облегчит работу белорусских хозяйствующих субъектов, а также производителей техники, которая достаточно успешно эксплуатируется в Туркменистане«. Недавно Беларусь получила «два серьезных транша«, которые в принципе покрыли расходы белорусской стороны, пояснил замминистра Сергей Ласточкин.
По оптимистическим прогнозам, первую руду на Гарлыкском горно-обогатительном комбинате планируется получить в конце лета — начале осени 2016 года. Однако большая ясность в этом вопросе наступит после того, как будут пройдены первые 100 метров шахтовых стволов и станет ясно, как поведет себя «заморозка» в туркменском климате.
Источник: TUT.by