четверг, 19 июня 2014 г.

«Азербайджанский шанс» Туркменистана

Э.Мамедов
Туркменистан, согласно отчету BP, по запасам природного газа в мире занимает четвертое место после России, Ирана и Катара, извлекаемые запасы его составляют 17,5 трлн. кубометров, или 9% от совокупных мировых запасов.  В стране ежегодно добывается около 70 миллиардов кубометров газа. А согласно Программе развития нефтегазовой промышленности здесь к 2030 году намечено довести добычу газа до 230 миллиардов кубометров. Естественно, большая часть этого газа рассчитана для экспорта. Куда же намерено деть такие объемы газа правительство?

Диверсификация газового экспорта Туркменистана — одна из первоочередных задач энергетической политики страны. Большинство месторождений расположены на суше, что делает их разработку более дешевой, чем на шельфе. Внутреннее потребление газа в Туркменистане невелико, так как население страны составляет всего около 5 млн. человек, а промышленность в стране недостаточно диверсифицирована и не способна предъявлять устойчивый платежеспособный спрос на газ. Поэтому главным стимулом наращивания его добычи выступает экспорт.
Однако Туркменистан не имеет прямого доступа к крупным импортерам газа и окружена странами-экспортерами газа — Россией, Ираном и Азербайджаном. Это существенно затрудняет экспорт, так как туркменский газ является прямым конкурентом собственному газу стран-транзитеров. В этих условиях и с учетом нарастающей конкуренции со стороны стран-соседей Туркменистан проводит экспортную политику, основным принципом которой стала продажа газа на своей границе любому платежеспособному покупателю. При этом все инвестиционные, политические и транзитные риски доставки газа конечным потребителям должен также взять на себя его покупатель.
Покупатели газа
До взрыва на участке газопровода Средняя Азия — Центр-4 в апреле 2009 года российский «Газпром» являлся основным покупателем туркменского газа, на экспорте которого базируется экономика страны. К аварии, видимо, привело уменьшение Россией объемов закупки туркменского газа вопреки договоренностям. Продажа газа России возобновилась лишь через год, причем объем снизился почти вчетверо — до 11 млрд кубометров.
Туркменистан — страна закрытая, информация о сегодняшней обстановке неполная. Непонятна также схема распределения газа в трубе, по которой в Китай идет также казахский и узбекский газ.
По данным ряда американских экспертов, в 2011 году в Китай было прокачано лишь 18 млрд кубометров туркменского, узбекского и казахского газа вместе. А если так, то планы президента Гурбангулы Бердымухамедова относительно поставок в Китай 65 млрд кубометров газа выглядят фантастично. К тому же, по некоторым западным оценкам, Туркменистан поставляет Китаю газ почти бесплатно, в счет погашения кредитов на сумму около $10 млрд. Тарифы, по которым Китай покупает газ, не оглашены, но выдавая кредиты, Китай максимально сбил на него цену. По большому счету китайцы «столбят» пространство на будущее. В 2013 г. экспорт туркменского газа в Китай составил 20 млрд. кубометров, что составляет около половины всего газового экспорта страны. В сентябре 2013 г. две страны заключили соглашение о стратегическом партнерстве -  подписаны договора на поставку 40 млрд. кубометров газа в год к 2020 г. и 65 млрд. кубометров — к 2025 г.  К концу 2014 г. планируется построить третью ветку газопровода Туркменистан-Китай, а в 2016 г. — четвертую.
Что касается поставок газа в Иран, то можно сказать, что теоретически Туркменистан способен поставлять в Иран около 24 млрд кубометров газа в год. Но реальные поставки вдвое меньше, и цена, скорее всего, не больше, чем для Китая. Туркменский газ в Иран идет лишь для его северных провинций.
«Мифический» ТАПИ
Возможность строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) обсуждается более 20 лет, однако объективные экономические и политические ограничения не позволяют рассчитывать на успешную реализацию  проекта. Газопровод протяженностью около 1700 км должен транспортировать газ из Туркменистана до индийской границы и проходить по территории  Афганистана и Пакистана. Пропускная способность газопровода 33 млрд. кубометров в год, из которых по 14 млрд. кубометров предназначено для Индии и Пакистана, а 5 млрд. кубометров — для Афганистана. Но судьба ТАПИ в долгосрочной перспективе пока является неопределенной.
Платежеспособность Индии существенно ограничена, внутренние цены на газ в Индии субсидируются государством, а уровень доходов населения очень низкий. Еще большие вопросы вызывает платежеспособность Пакистана.
Высокие геополитические риски делают проект практически нереализуемым. Значительная часть газопровода будет проходить по территории Афганистана, а это зона чрезмерно высокого риска. Эксплуатация газопровода будет сопряжена с высокими расходами на обеспечение безопасности. Дополнительно стабильность поставок туркменского газа для Индии ставит под угрозу непростые индо-пакистанские отношения.
ТАПИ дорогостоящий проект. В 2008 объем необходимых инвестиций оценивался Азиатским банком развития на уровне 7,6 млрд. долларов, однако уже в начале 2012 г. ряд аналитиков указывал, что реальная стоимость его составит 14 млрд. долларов. Поэтому потенциальный альтернативный газопровод из Ирана в Индию через Пакистан имеет больше преимуществ. Последний исключает Афганистан, а вероятное ослабление введенных США экономических санкций против Ирана окажет поддержку этому проекту.
Европейское направление экспорта
Возобновление экспорта газа в Европу через Россию по газопроводу «Средняя Азия — Центр» представляется маловероятным.
Обсуждается проект газопровода и по дну Каспийского моря в Азербайджан и далее в Европу. А это требует дорогостоящих технологий и несет в себе риски для экосистемы Каспия. С другой стороны, Азербайджан планирует нарастить экспорт в Европу собственного газа. Уже приняты инвестиционные решения о запуске второй стадии разработки месторождения «Шах-Дениз», строительстве газопроводов TANAP и TAP. Совокупный объем инвестиций по этим проектам оценивается в размере 28 млрд. долларов. Предполагается, что поставки азербайджанского газа в объеме 16 млрд. кубометров в год начнутся в 2018 г.
Хотя Туркменистан зарезервировал 10 млрд. кубометров газа для поставок в Европу, потенциальный шанс возобновить экспорт на европейском направлении может появиться только в случае значительного увеличения «запроса на импорт» газа в странах Европы. Так, во всяком случае, говорят российские эксперты. Такой случай в связи с событиями в Украине уже появился, и переговоры по строительству Транскаспийского газопровода можно продолжить. Но существует принципиальная позиция страны: Туркмения продает газ на своих границах, а как он идет дальше, Ашхабад не волнует. Так, туркменские чиновники на все попытки представителей Евросоюза убедить Ашхабад более активно участвовать в реализации «Набукко» говорили: «Мы продаем газ только на границах, хотите строить трубопровод — стройте».
А как его строить? В соответствии с существующим режимом Каспийского моря, который не до конца урегулирован, строительство транскаспийских нефте- и газопроводов по дну Каспия запрещено. А у Туркменистана есть спорные вопросы по ряду шельфовых нефтегазовых месторождений с Азербайджаном. Так неужели Туркменистану придется увеличить продажу газа России по нынешней цене — $240 за 1 тыс. кубометров, или проводить новую трубу в  Китай?
Думается, разум все-таки восторжествует. И на фоне сложной ситуации в Украине, которая сильно обострила вопрос газообесечения Европы, Запад усилит внимание к Транскаспийскому газопроводу. Ведь напряженность в отношениях между  Азербайджаном и Туркменистаном спала.
Осталось преодолеть сопротивление России и Ирана, что в 90-е годы прошлого века однажды уже было сделано в рамках реализации нефтяного «контракта века». Это возможно сделать и сегодня в рамках реализации газового «контракта века». Проявив должную политическую волю, Запад может привлечь и необходимые для этого финансовые средства. Ведь этот маршрут для Европы действительно является наиболее перспективным и дешевым. Именно Европа должна быть в этом заинтересована более других, так как и Азербайджан, и Туркменистан уже экспортируют свой газ, а дополнительные проблемы им не нужны. А Евросоюз может одним ударом убить сразу двух зайцев: получит необходимый ему газ и утрет нос России и Китаю, ослабив их возможности на мировом рынке.
Источник: Haqqin.az