среда, 4 июня 2014 г.

У Туркменистана не останется выбора, кроме как присоединиться к проекту TANAP — эксперт

Ниджат Гаджиев
Интервью АМИ «Новости-Азербайджан» с турецким политологом Орханом Гафарлы:
В среду в турецком городе Бодрум начинает работу 4-й саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ). В саммите будут принимать участие главы Азербайджана — Ильхам Алиев, Казахстана — Нурсултан Назарбаев, Киргизии — Алмазбек Атамбаев и Турции — Абдуллах Гюль, а также ожидается участие президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.

- Впервые в этом саммите тюркоязычных государств, который проходит в Бодруме, примет участие президент Туркменистана. Можно ли ожидать, что между Азербайджаном, Турцией и Туркменистаном готовится важное соглашение?
- Как мы знаем, между Азербайджаном, Турцией и Туркменистаном по инициативе Анкары долгое время идут переговоры. Целью этих переговоров является достижение энергетических соглашений между Азербайджаном и Туркменистаном, так как между Ашхабаом и Баку есть несогласованность по вопросу некоторых месторождений на Каспии, а это наводит тень на дееспособность проектов TAP и TANAP, и официальная Анкара это понимает. Для более эффективной работы проектов TAP и TANAP Турция пытается улучшить отношения между этими странами.
Если посмотреть на сближение Турции, Азербайджана и Туркменистана с другой призмы, то сближение этих стран сыграет важную роль в изменении в положительном русле энергетической геополитики.
Напряженность в отношениях между Россией с ЕС и США, а также сближение России с Китаем и визит президента РФ Владимира Путина в Китай стали причиной пересмотра энергетических соглашений Туркменистана с Китаем, так как Туркменистан является главным поставщиком газа в Китай, и 90% туркменского газа поступает в Пекин.
Если будет еще одно энергетическое соглашение между Россией и Китаем, то Китай не будет нуждаться в туркменском газе, а при таком раскладе понижение цен на туркменский газ может стать повесткой дня для официального Пекина.
В такой конфигурации Туркменистан вынужден искать новых потребителей газа, и самым привлекательным направлением являются проекты TANAP и TAP. Процессы геополитических изменений в этом направлении уже начаты.
Европа и США положительно оценят открытие поставок туркменского газа в Европу, тем самым Турция увеличит свою значимость в мировом энергетическом пространстве. Конечно, среди этих стран Азербайджан находится в самой выгодной позиции, и это результат удачной энергетической политики азербайджанского руководства. И даже в после нефтяное время Азербайджан, как транзитная страна, сможет укрепить свое место и позиции.
- Многие эксперты считают, что на этом саммите в Бодруме будет обсуждаться включение Туркменистана в проекты TANAP и TAP. Но, как вы считаете, возможно ли это, с учетом наличия спорных вопросов по месторождениям на Каспии между Азербайджаном и Туркменистаном?
- Если Азербайджан и Туркменистан смогут договориться в цене, и Туркменистану будет предложен выгодный пакет, официальный Ашхабад даст согласие на продажу своего газа через проект TANAP. Это вполне реально, потому что Туркменистан уже сейчас должен думать о диверсификации поставок своего газа.
Туркменистан сейчас в безвыходном положении: они экспортировали свой газ двумя путями — через Россию, и в Китай, а сейчас с обеих сторон будут проблемы, потому что у России нет потребности в туркменском газе, в РФ сами ищут рынки сбыта для своего газа. В свою очередь Китай, из-за переизбытка газа на рынке, будет искать себе более выгодного партнера, что скажется на ценах.
Эта ситуация никак не выгодна Ашхабаду, и единственным альтернативным выходом из этого положения является TANAP. В будущем возможно, что через Афганистан будет проложен газовый трубопровод, который они смогут рассмотреть, но на данном этапе TANAP является единственным выходом.
- Темой саммита также будет туризм. Какой полезный вклад в развитие туризма тюркоязычных стран может сделать Турция?
- Недавно я был на крупном международном форуме в Турции. На самом деле, в тюркоязычных странах туризм не очень сильно развит. Например, между Азербайджаном и Турцией туризм развит в одностороннем формате, тогда как в тюркских странах есть выгодные географические условия и для летнего, и для зимнего туризма. Если эти страны захотят воспользоваться опытом Турции в сфере туризма, это также послужит укреплению отношений между этими странами, народами.
У Турции есть большие достижения в области туризма, и развитию этого сектора на берегах Средиземного и Черного моря способствуют две причины.
Турция является местом древней культуры, поэтому здесь сфера услуг очень развита. У других тюркоязычных стран, есть свои преимущества, например, наличие общеалтайской культуры, которая имеет общий язык со 150-миллионной историей тюркского мира.
Но культура принимать и обслуживать туристов еще не сформирована, что является первоначальной стадией развития этого сектора.