среда, 17 сентября 2014 г.

В Туркмении может возникнуть второй ИГИЛ

Радио Вести ФМ
Напряженная обстановка в Средней Азии, угроза терроризма: Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. Гость — Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Средней Азии и Ближнего Востока.

Багдасаров: Сейчас тревожная ситуация может возникнуть в Туркмении, очень вероятно возникновения Исламского государства номер два в Средней Азии, именно в Туркмении. Тут есть один очень интересный момент. Есть такая организация — «Исламское движение Узбекистана», я ее знаю не только в теории, но и на практике, как она когда-то формировалась. Вообще-то, последние годы считалось, что с ней почти покончено. Были большие потери в ходе войны с американцами, затем они в северо-западной провинции Пакистана столкнулись с пуштунскими племенами, которые их больше перебили, чем все американцы вместе взятые по целому ряду причин, кстати, считая их агентами ЦРУ, как они заявляли. Потом был раскол и, по сути, распад организации.
Три организации — «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Туркестана» и есть «Союз исламского джихада». Все специалисты, в том числе и американцы, которые там, при этом разведка активно присутствовала, оценивался весь этот сброд в 2,5 тысяч человек. Сейчас выясняется, что они активно воюют на трех направлениях, далеко разбросанных друг от друга: на кундузском направлении, на бадахшанском направлении, афганском Бадахшане и тысячу километров от афганского Бадахшана — это фарьябское направление в сторону Мары — Туркмения.
Спрашивается, что организация в несколько сотен там может делать? Сейчас выяснилось, что, оказывается, у них там 10-15 тысяч человек. А до этого буквально пару месяцев назад они провели очень громкий теракт в международном аэропорту города Карачи — Пакистане, проникнув через VIP-зону, захватили на короткое время аэропорт, сожгли целый ряд самолетов и ушли. Это сделало «Исламское движение Узбекистана».
Туркмения — это один из основных поставщиков газа. Получается, что сегодня «Исламское движение Узбекистана», в составе которого есть не только узбеки, но туркмены, кого только нет, прорывается на фарьябском направлении, Фарьяб — это провинция Афганистана в сторону Мары. Причем, почему это делается? Первое, туркменская армия — самая слабая из всех армий Центральной Азии. Ей долго времени не уделялось никакого внимания. Афгано-туркменская граница — почти 900 километров. До недавнего времени она была очень мирная, во времена Туркменбаши, который дружил с Талибан, когда к нему приходил генерал-полковник Пахлеван, это крупный туркменский полевой командир, и говорил: «Слушай, твои начальники в Кабуле, иди туда». Кариму это, кстати, страшно не нравилось по понятным причинам, и граница была мирная.
Но нынешний руководитель ничего умнее не придумал, как начать сотрудничать с американцами, предоставляя, в том числе знаменитый с советских времен аэродром Мары. И теперь они считают, что перспективней воевать на туркменском направлении. Это все напоминает, как создавалось «Исламское государство». Есть некая территория, где проходит инкубационный период создания высокобоевых маневренных формирований и есть государство, располагающее огромными запасами углеводорода, в случае захвата которого можно стать сильными и ни от кого не зависящими. И вот бои идут. Бои идут очень серьезные. К туркменской границе перебрасывается бронетехника, но армия слабая, и я думаю, на следующий год, возможно, будет очень серьезный прорыв, а это будет означать, что в Средней Азии будет создано второе «Исламское государство».
Соловьев: А есть им смысл обратиться к нам за помощью?
Багдасаров: Я думаю, туркменское руководство должно думать, к кому обратиться.
Полностью слушайте в аудиоверсии здесь.
Источник: Радио Вести ФМ