В честь праздника Независимости Туркменистана, который отмечался 27 октября, была проведена акция помилования осужденных лиц.
Количество помилованных, а тем более их имена, остаются тайной за семью печатями. Даже в Департамент исполнения наказаний (ДИН) списки лиц, подлежащих помилованию попадают в последний момент. Хотя сами сотрудники ДИН, в числе других правоохранительных структур, участвуют в подготовке проекта списка, но окончательный вид списка утверждается в президентской администрации.
В этот раз, по нашим данным, в списки помилованных попало около 1300 человек. Нам известно, что в настоящий момент наказание в пенитенциарных учреждения Туркменистана отбывают около 30 тысяч осужденных.
Есть категория осужденных — это бывшие высокопоставленные чиновники, бывшие сотрудники правоохранительных структур, и осужденные по ноябрьским событиям 2002 года — на которых не распространяется ни акции помилования, ни условно — досрочное освобождение (УДО). Не освобождение по УДО является грубым нарушением со стороны властей действующего Уголовно — Исполнительного кодекса Туркменистана (статьи 169 и 170), Уголовного Кодекса Туркменистана (статья 75) и Уголовно — процессуального кодекса Туркменистана (статья 478).
В президентском указе о помиловании, говорится, что акция осуществляется «в соответствии с принципами милосердия и гуманизма». На практике «милосердие и гуманизм» распространяются на наркоторговцев, коррупционеров, воров, убийц. Но не на тех, кто может представлять хотя бы иллюзорную опасность для нынешних руководителей страны.
Как пример. На днях, в одном из частных домов в Ашхабадском районе, называемом в народе «Хитровка», несколько дней праздновали освобождение из заключения молодого человека, назовем его Аман. Он, год назад, будучи в «неадекватном» состоянии протаранил на своем Джипе два автомобиля, убив одного человека и превратив в инвалида второго. Родственники пытались спасти Амана от тюрьмы, в том числе пряча его в больнице. Тогда у них не получилось. Его осудили. Но, спустя несколько месяцев, Аман был помилован президентом и был освобожден от дальнейшего отбывания наказания.
И еще много таких «аманов» будут помилованы президентом.