Мамед Эфендиев
Состоялся официальный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Туркменистан. Эрдоган посещает Ашхабад с ответным визитом. Этим летом Гурбангулы Бердымухамедов дважды побывал в Анкаре, где обсуждал вопросы сотрудничества в сфере энергетики, в частности, поставок туркменского газа в Европу через территорию Турции. Этот вопрос был центральным и в ходе нынешнего визита. Вопросы региональной безопасности в контексте стремительно ухудшающейся ситуации в Афганистане и сотрудничество в сфере транспорта тоже нельзя назвать второстепенными, но главной темой на переговорах в Ашхабаде все же была энергетика.
Эрдоган всячески стремится пробить через Бердымухамедова Транскаспийский газопровод, имеющий для Эрдогана важное значение. Усилия Турции по строительству «Южного газового коридора», частью которого и должен стать Транскаспий, обеспечат Анкаре статус крупнейшего энергетического хаба, гарантирующего Европе независимые от Москвы поставки углеводородов, а Эрдогану — политическую выживаемость на долгие годы.
Однако по мнению эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, Турция сейчас не основной игрок в плане продвижения Транскаспийского трубопровода. А состоявшийся в конце сентября саммит глав Прикаспийских стран остудил подогретый было за лето пыл Бердымухамедова. Реализация проекта Транскаспийского трубопровода по дну Каспия для вывода туркменского газа через Азербайджан и Турцию в Европу невозможна без согласия Россия. А Россия четко дала понять, что будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну водоема. Но Куртов почему-то не упоминает, что и ответ Бердымухамедова был не менее четким:«Туркменистан твердо убежден, что строительство таких трубопроводов — это суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и поэтому может осуществляться только с их согласия».
Поэтому он прогнозировал еще до визита, что если речь на переговорах Эрдогана и Бердымухамедова и пойдет об энергетических проектах, то скорее всего о поставках электроэнергии из Туркменистана в Турцию. У Туркменистана, мол, накапливаются излишки электроэнергии, часть из которых Ашхабад поставляет в соседний Афганистан.
Значительные объемы могли бы направляться в соседние Кыргызстан и Таджикистан, но эти проекты блокирует Узбекистан, увязывая их со строительством крупных ГЭС в верховьях трансграничных рек региона, против чего выступает сам. По итогам прошедших переговоров на высоком уровне госконцерн «Туркменгаз» и турецкая компания «Atagas» заключили рамочное соглашение о сотрудничестве в вопросах купли-продажи природного газа. Правда, еще не известны детали этого соглашения, но в любом случае речь в нем идет о газе, а не электроэнергии.
Более того, Эрдоган заявил, что проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) мог бы рассчитывать на поставки в Европу и туркменского газа.
«TANAP может по территории Турции транспортировать в Европу газ как из Азербайджана, так и Туркменистана», - сказал он, отметив, что Анкара уделяет особое внимание вопросам энергетической безопасности Европы. А TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шахдениз» через территорию Турции до Европы. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Анкара заинтересована в реэкспорте туркменского газа в европейском направлении. Наиболее оптимальный вариант для этого — прокладка 300-километрового газопровода через Каспий.
Но Россия и Иран выступают против данного проекта, исходя из вопросов «экологической безопасности», хотя всем ясно, что не желают отдавать европейский газовый рынок Ашхабаду и Баку. И теперь ясно вычерчиваются контуры двух противоборствующих в этом вопросе лагерей в каспийском регионе. Первый лагерь заинтересованных в прокладке стран Транскаспия – это Азербайджан, Туркменистан и Турция, которых поддерживают Грузия, Украина, Евросоюз и США. Противостоят же им Иран и Россия, которых никто более не поддерживает.
В честной борьбе победителем из конфликта вышел бы первый союз, от которого могли бы выиграть многие страны и даже целые регионы. Но коварство их противников, которыми кроме зависти и алчности ничего не движет, известно далеко за пределами региона, тут бы надавить на Москву и Тегеран. Но Запад, влипший в один конфликт на Украине, видимо, не хочет обострять ситуацию и дальше, оставив это поле боя в распоряжении противоборствующих сторон. И роль сильного в этом лагере, видимо, взяла на себя Анкара, амбиции которой растут с каждым годом.
Турция является одним из крупнейших торгово-экономических партнеров Туркменистана. На местном рынке работает более 600 турецких компаний. По итогам 2013 года внешнеторговый товарооборот Туркменистана и Турции составил около 4,746 млрд. долларов, что превышает аналогичный показатель 2012 года на 38%.
Источник: Haqqin.az