Если бы в Туркменистане не было президента, жители нашей страны никогда бы не узнали о том, что они живут в одном из самых лучших, преуспевающих, богатых и перспективных государств мира. Но если не идти на поводу у мощнейшего оптимистического эмоционального заряда, которым преисполнено президентское обращение, а заглянуть в холодные глаза фактам, то складывается совсем иная картина.
Победные реляции
Новогоднее обращение президента Гурбангулы Бердымухамедова к туркменскому народу не оставило никаких сомнений в том, что самые счастливые люди на земле – это жители Туркменистана.
Народу в обращении вообще отводится очень большое, можно даже сказать — доминирующее место: «В 2012 году, в очередной раз продемонстрировавшем всему миру творческий дух и созидательную устремленность нашего народа…», «Благодаря проводимой в интересах народа масштабной государственной работе…», «Наш мужественный народ, уверенно двигаясь вперед по пути созидания и творчества…».
А вот люди упоминаются только один раз: «…возводятся объекты, создающие людям комфортные условия, призванные значительно повысить уровень их жизни».
Оно и понятно: «народ» — звучит торжественно, сплоченно и единодушно, а «люди» — это скопище индивидуальностей, ими управлять уже сложнее. Люди, они разные бывают, а народ может быть только один – «Мой народ». Вот президент так и говорит: «В 2013 году, призванном воодушевить мой родной народ на очередные трудовые победы…». То есть новый год лишь потому и приходит на смену старому, чтобы жители Туркменистана трудились еще усерднее. Государственная мудрость, однако!
А это изречение прямо просится на плакаты, баннеры и календари с портретом президента: «Своим вдохновенным созидательным трудом наш мужественный народ сумел приумножить славу своей страны…». Почему с портретом президента, а не народа? Да потому, что не народ, а президент — автор этой гениальной фразы.
Смущает только один нюанс: если нашему народу так хорошо и радостно живется, то почему президент называет его «мужественным»? Мужество необходимо для преодоления невзгод и трудностей, а какие невзгоды и трудности могут быть в стране, в которой, по словам президента «…2012 год отмечен огромными успехами эпохи могущества и счастья…»?
И, конечно же, в обращении мощным аккордом прозвучал бесспорный «хит» последних пяти лет, трендовый, брэндовый и даже уже культовый слоган общегосударственной компании по рекламе средств для достижения Рая в отдельно взятой стране: «Государство – для человека!».
Прозвучал он в таком контексте: « Наш главный политический девиз эпохи могущества и счастья «Государство – для человека!» обеспечил народу мирную и процветающую жизнь».
Это откровение, бесспорно, тянет на Нобелевскую премию мира. Для того чтобы в стране наступил мир и благоденствие не надо развивать экономику, социальную сферу, медицину и образование. Надо просто выбрать правильный политический девиз!
Кстати об эпохе. Первые лица Туркменистана, и Сапармурат Атаевич, и Гурбангулы Мяликгулыевич, привыкли мыслить категориями глобальными. Год для них – лишь ничтожная песчинка времени. Поэтому Ниязов себе целый Век отмерил. Да не простой, а Золотой.
Бердымухамедов вообще не стал мелочиться – и сразу начал с Эпохи. В августе 2007 года новоиспеченный президент на совместном заседании общенационального движения «Галкыныш» и Демократической партии Туркменистана выдвинул смелую, прогрессивную, новаторскую идею: «Эпоха Нового Возрождения» в рамках «Золотого Века». Но очень скоро «Эпохе» в рамках «Века» стало тесновато и «Золотой Век Туркменистана» скоропостижно закончился.
Логически рассуждая, перед «Эпохой Нового Возрождения» видимо была «Эпоха Старого Возрождения», но она промелькнула так быстро, что простые смертные ее просто не заметили. А вот уже «Эпоха Нового Возрождения» у нас на глазах сменилась «Эпохой Великого Возрождения». Но и эта эпоха продлилась недолго и в феврале 2012 года мы вступили в эпоху могущества и счастья, и уже безо всяких заглавных букв и кавычек.
Остаются открытыми лишь два вопроса: «Могущества над кем?» и «Счастья для кого?».
Будем надеяться, что в следующем новогоднем обращении президента к туркменскому народу мы получим исчерпывающие ответы на эти животрепещущие вопросы.
Оборотная сторона медали
В 2012 году Туркменистан, наряду с Зимбабве, Либерией и Буркина-Фасо, попал в пятерку самых бедных стран мира в рейтинге аналитического издания Business Insider. Причиной столь низкой оценки нашей страны стали два показателя: уровень безработицы – 60% и рост индекса потребительских цен – 15%. Эти показатели были взяты из «Всемирной книги фактов», которая составлена Центральным разведывательным управлением США. В этой книге также содержится информация о том, что 30% населения Туркменистана живёт за чертой бедности.
Можно, конечно, спорить о том, насколько эти цифры приблизительны или насколько устарели (например, оценка уровня безработицы датируется 2004-м годом). Но проблема в том, что других достоверных данных о нашей стране не существует. Прирост\убыль населения, внешняя и внутренняя миграция, уровень детской смертности, доступ к безопасной питьевой воде и уровень санитарии, уровень преступности, количество заключенных, условия их содержания — вот только немногие из тем, которые власти Туркменистана старательно замалчивают либо предоставляют «отретушированную» информацию.
И если бы официальный Ашхабад имел документально подтвержденные, неопровержимые доказательства того, что данные ЦРУ уже не актуальны, МИД Туркменистана в своем заявлении давно бы уже оповестил об этом весь мир и даже выразил ноту протеста.
Туркменское правительство тщательно засекречивает или искажает любые статистические данные, способные бросить тень на лакированную поверхность имиджа страны, которая, по словам президента: «…со стремительностью скакуна устремлена вперед, стала краем, где живет счастливый народ, страной, в которой сбываются все мечты и самые заветные желания».
Практически у каждого жителя Туркменистана есть родственники, знакомые, соседи, одноклассники, сослуживцы, которые потеряли семьи, здоровье, жизни из-за пристрастия к героину. Героиновая эпидемия захлестнула страну, начиная с самых первых лет независимости. Все наркозависимые рано или поздно переходили на внутривенные инъекции. Но если верить официальной статистике о ВИЧ/СПИД, Туркменистан по данному показателю является одной из самых благополучных стран в мире: менее 200 человек инфицировано, менее 100 человек умерло.
По Индексу Человеческого Развития (составитель — Программа развития Организации Объединенных Наций), который используется в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни», Туркменистан среди 187 стран занимает «почетное» 102 место, скатившись туда с 87-го, которое занимал в 2010 году. А 87-е место досталось Колумбии.
В июле 2011 года президент подписал указ о том, что в 2012 году размер заработных плат, пенсий и стипендий будет увеличен на 10 процентов. Удивительно, но, в декабре 2012 года Бердымухамедов на расширенном заседании правительства заявил, что «…заработная плата выросла на 11,1%».
Откуда взялись дополнительный один и одна десятая процента? Ведь в указе черным по белому было прописано — 10%, не больше и не меньше.
Однако, это уже не столь важно, поскольку уровень инфляции в прошлом году составил 15%, то есть в любом случае инфляция съела больше, чем надбавил президент.
И в наступившем году туркменские власти не тешат себя надеждой снизить темпы инфляции. Подтверждение тому – повышение с 1 января 2013 года размера зарплат на 10%, а пенсий – даже на 15%.
На том же декабрьском заседании президент с гордостью объявил: «Мы последовательно поддерживаем рост валового внутреннего продукта [ВВП], темпы роста его за отчетный период составили 11,1%».
Отрадный факт — ВВП и зарплаты шагают в ногу, с точностью до одной десятой процента.
В 2011 году валовой внутренний продукт Туркменистана составлял 43,340,000,000 долларов США. В прошлом году ВВП страны превысил 48 миллиардов долларов.
По данным Международного валютного фонда внешний долг Туркменистана в 2011 году составлял 20.5 % ВВП – это около 9 миллиардов долларов США. А в 2012 году сумма долга достигла уже 26,8% валового внутреннего продукта и вплотную приблизилась к 13 миллиардам.
Ну и уж совсем не прибавляет оптимизма тот факт, что в стране продолжают подавляться любые проявления экономической свободы. Индекс экономической свободы ежегодно составляется исследовательским центром Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal и рассчитывается с учетом таких показателей, как свобода бизнеса, свобода инвестиций, защита прав собственности, свобода от коррупции. Туркменистан занимает 169 место из 177 стран.
По данным организации «Transparency International» Туркменистан является одной из самых коррумпированных стран мира. Уровень коррупции в стране даже выше, чем в Зимбабве, Ираке и Экваториальной Гвинее. Взятки вымогаются со всех, «невзирая на чины и сословия», будь то иностранная компания, получающая многомиллионный строительный подряд, или пенсионер, пришедший в хякимлик за справкой.
По-средневековому деспотическая форма государственного правления, полное отсутствие экономических свобод, тотальная коррумпированность всех ветвей власти – вот что мешает осуществиться тому, о чем так размечтался Бердымухамедов в своем новогоднем обращении: «…наша родная Отчизна превратилась в экономически мощное государство с самобытной культурой, заняв достойное место в ряду гармонично развивающихся государств мира».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.