воскресенье, 24 марта 2013 г.

Интервью с Натальей Харитоновой


Наталья Харитонова, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.

Хроника Туркменистана: - Наталья,  Вы преподаете историю Туркменистана. В каком ВУЗе? Для кого? Какими источниками пользуетесь?
Наталья Харитонова: — Курс «История независимого Туркменистана» читается на кафедре истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с 2008 года. Слушателями являются студенты-историки 3-4 курса обучения. Курс слушают не только студенты кафедры истории стран ближнего зарубежья, но и других кафедр. Приятно осознавать, что с каждым годом количество студентов, специализирующихся по проблематике Центральной Азии, неуклонно растет. При подготовке курса использовались академическая литература, источники, описанные в дореволюционной и советской историографии, а также новейшие исследования российских и зарубежных специалистов. В рамках курса мы рекомендуем студентам ознакомиться с основными видами источников по истории Туркмении –  это, как правило, документальные источники официального характера, статистические материалы, источники личного происхождения, туркменский эпос и т.д. Эти источники дают прекрасное представление о формировании туркменского этноса, его бытовых особенностях, истории территорий, заселенных туркменами, в составе древних государства Востока, в Средние века и ранее Новое время, специфике отношений с Россией, проблеме принятия российского подданства, о Туркменистане в советский период и т.д.
ХТ- Каков охват Вашего курса? Есть ли постсоветский период? Современная история? Насколько трудно говорить о сегодняшней реальной ситуации в Туркменистане?
НТ: — На сегодняшний день курс охватывает период с древнейших времен до 2010 года (согласно правилам, зазор с моментом, когда читается курс, должен составлять не менее трех лет). Таким образом, период развития независимого Туркменистана также изучается в рамках курса. В настоящее время мы с коллегой с кафедры истории России до начала XIX века, известнейшим в России востоковедом, доктором исторических наук, профессором Дмитрием Юрьевичем Араповым готовим учебно-методический комплекс по истории независимой Туркмении, где наряду с тематикой лекционных и семинарских занятий, литературой и источниками, будут даны темы и для самостоятельной работы студентов в форме докладов и эссе. Чрезвычайно важно, чтобы студенты могли не только самостоятельно выбрать тему из предложенного спектра (источники и историография, политика, экономика, социальная сфера, идеология, проблема прав человека и т.д.), но и проявить свои аналитические способности при работе с данными.
При этом, действительно, говорить о том, что происходит в сегодняшнем Туркменистане сложно в силу того, что страна является достаточно закрытой, имеет место информационная изоляция и тенденция скрывать все то негативное, что происходит в  стране, и выбрасывать за ее пределы лишь положительные информационные сообщения одиозного содержания. Проблема также в недоступности данных статистики. Как известно, Туркменистан не предоставляет свои статистические данные в значимые международные организации. Это очень затрудняет изучение социально-экономических процессов, происходящих в современном Туркменистане.
ХТ-  Есть ли у Вас связь с коллегами внутри Туркменистана? Обмен опытом? Знаете ли как преподают историю там?
НХ: — К сожалению, прямых связей с коллегами в самом Туркменистане нет, что очень и очень прискорбно. Что касается процесса преподавания истории там – достаточно много информации по этому поводу было во времена Сапармурада Ниязова – официальная  концепция истории содержалась в «Рухнама», и историю в школе и вузах, соответственно, также  изучали по «Рухнама», содержание которой было весьма и весьма далеко от истинной исторической науки. Пришедший к власти Гурбангулы Бердымухаммедов, обосновавший новый этап в истории туркменского народа  — «Эпоху Возрождения», также большое внимание уделяет «научному обоснованию теории происхождения туркменского народа» и официально поручил туркменским историкам  разработать новую концепцию туркменской истории. Однако, полагаю, характер и формат преподавания истории серьезных и существенных трансформаций не претерпел.
ХТ- Наталья, скажите, знакомы ли Вы с историческими «трудами» туркменского профессора Одекова, в которых он говорит о «туркменском происхождении викингов и ацтеков? Что думает по этому поводу? 
НХ: — О такого рода работах, конечно, приходилось слышать. Знаете, в рамках той исторической школы, которую представляю я и мои коллеги, в принципе не принято вступать в дискуссии по поводу такого рода «исторических трудов». Здесь нечего комментировать.
ХТ: — Есть ли у Вас собственные труды об истории Туркменистана? Нашим читателям наверное было бы интересно знать где их можно найти?
НХ: — Я являюсь автором отдельных публикаций по проблемам постсоветского Туркменистана (например, Харитонова Н. «Эпоха возрождения»: идеологическая политика в Туркменистане // Большая игра: политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии. №5 (11), 2008. с. 4-13), часть из них можно найти в интернете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.