среда, 27 марта 2013 г.

ТАПИ и другие международные проекты Туркменистана


«Пообщаться со специалистами туркменского нефтегазового сектора было практически невозможно, никто не вступает в контакт, по негласным, но очень весомым причинам – не положено. Все разговоры только с предварительного письменного одобрения и в присутствии нескольких человек, даже если все остальные молчат».
Долгий и вялотекущий проект по доставке природного газа из Туркменистана в Афганистан, Пакистан и Индию в мае 2012 года наконец-то сделал серьезный шаг вперед. Настолько серьезный, что в Азиатском Банке Развития (АБР), который является инициатором и координатором проекта с 2002 года, заявили об «историческом событии». 20 лет деликатных переговоров привели к долгожданному результату.

Индия и Пакистан подписали Соглашения о купле и продаже газа с Туркменистаном. Афганистан подписал Меморандум о взаимопонимании о долгосрочном сотрудничестве с Туркменистаном, соглашение о купле продаже будет подписано позже. Хотя, вероятнее всего, Афганистан будет получать газ бесплатно, как дружественную помощь от Туркменистана, и единственное требование к нему будет обеспечить сохранность газопровода на его территории.
А уже в сентябре 2012 в Сингапуре, Нью-Йорке и Лондоне в рамках бизнес-тура были проведены презентации проекта для привлечения ведущих международных нефтегазовых компаний и финансовых институтов в консорциум, который будет создан для реализации этого проекта. В рамках бизнес-тура члены экспертной группы, куда вошли руководители и специалисты экономических и нефтегазовых ведомств Туркменистана, Афганистана, Пакистана, Индии, а также представители Азиатского банка развития (АБР), провели встречи и переговоры с руководителями ведущих международных нефтегазовых компаний. В результате такие киты энергетики как Chevron, Exxon Mobil, BP, BG Group, а также германский RWE, малайзийский Petronas и другие высказали намерение участвовать в проекте ТАПИ.
История проекта
Проект газопровода зародился еще в 1990-е годы и его начало было достаточно бурным.
В мае 2002 года, после встречи в Исламабаде (ПК) главы Туркменистана, Афганистана и Пакистана, объявили о планируемом сотрудничестве над проектом газопровода.  По итогам этой встречи был основан Руководящий Комитет (РК), состоящий из министров в области энергетики этих трех стран.
В июле 2002, на первой встрече РК в Туркменистане, АБР был назначен ведущим партнером по развитию.
В августе 2002 главы государств подписали рамочное соглашение по проекту. Тогда же были составлены проект Глав Соглашения, и типовые соглашения: о странах размещения газопровода; о купле-продаже газа; о транспортировке газа, и предварительные документы для участия частного сектора в проекте. Правительства стран рассмотрели только соглашения принимающих сторон и документы об участии частного сектора.
В 2003 году при финансовой поддержке АБР было подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Обновленное исследование было завершено в 2008.
В 2006 году к проекту присоединилась Индия.
В декабре 2010, во время саммита в Ашхабаде, были подписаны рамочное соглашение по газопроводу и межправительственное соглашение. Соглашение включало Индию, как официального члена проекта, который теперь стал называться Проект Газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).
Газопровод протяженностью 1800 км будет проложен от газовых месторождений юго-восточного Туркменистана, до заборных пунтктов в Афганистане, Пакистане и Индии. Приблизительная стоимость проекта 7.6 млрд. долларов.
Туркменистан и АБР: развитие отношений
Туркменистан вступил в АБР 29 августа 2000 и был принят в избирательный округ на Совете Директоров Афганистана, Бангладеш, Бутана, Индии, Лаоса и Таджикистана  в сентябре 2006. Экономический Отчет и Промежуточная Операционная Стратегия (ПОС) для Туркменистана были одобрены Советом Директоров 4 июня 2002 года. Основная задача ПОС – повышение уровня жизни населения Туркменистана в переходный период. ПОС предлагает помощь в обеспечении основной инфраструктуры, образовании, здравоохранении, управлении государственным сектором, сельскохозяйственном производстве и управлении окружающей средой.
Проекты малой технической помощи для Туркменистана, начали действовать с 2001 года. Основная их задача — финансирование деятельности представительского офиса АБР в Туркменистане и организация семинаров и тренингов для государственных служащих. В рамках этого проекта в ноябре 2007 года в Туркменистане был проведен семинар для государственных служащих по «Операционным Политике и Стратегии АБР». Для развития деятельности АБР в Туркменистане эти семинары стали чрезвычайно необходимыми, в связи с ограниченным опытом работы государственных чиновников со стратегией, политикой, процедурами и методами АБР.
Дальнейшим шагом в упрочении отношений между АБР и Туркменистаном стало открытие Постоянного Представительского офиса АБР в 2010 году. Более десяти лет ушло у экономистов и консультантов АБР на то, чтобы открыть представительство. Вопрос, который в других странах Центральной Азии, Кавказа и остальной территории СНГ решается в течение нескольких месяцев, в Туркменистане затянулся на десятилетие. За это время эксперты Туркменистана приняли участие в нескольких региональных проектах, среди которых самым значительным и незавершенным был, конечно же, проект ТАПИ.
Проектов технической помощи Туркменистану было немного. В 2002 АБР одобрил два проекта: Восстановление Дороги Атамурат-Имамназар стоимостью 150.000 долларов и Улучшение Методологии Статистики Национального Института Государственной Статистики и Информации (265 тыс.дол).
Были дальнейшие попытки со стороны Туркменистана получить гранты на проекты в сфере статистики, восстановления энергосетей города Ашхабада и новую тогда программу развития сельской местности, однако политика АБР, такова, что давать только гранты, без работы кредитной линии в стране, практически невозможно. Такие привилегии есть только у беднейших стран, вроде Афганистана. Такого уровня странам и кредиты дают безвозмездно, и другую возможную помощь оказывают. Туркменистан в рейтинге стран с приличным достатком, благодаря запасам газа и статистике.
Тем более, что в результате первого проекта Туркменистан использовал полученный ТЭО и восстановил дорогу своими силами, без дальшейшего привлечения услуг АБР. А продолжения проекта по статистике не получилось по простой причине: экономисты АБР долго и безуспешно пытались получить хотя бы какие-либо статистические данные по Туркменистану для своего ежегодного отчета в течение нескольких лет. Вывод был один: на что мы будем тратить деньги, если мы не можем получить ни одной цифры. Эксперты АБР довольствовались скудной информацией, опубликованной в местной прессе, а также расчетами, которые проводились экономистами МВФ, Всемирного Банка, Европейского Банка и других международных финансовых организаций. При этом, по словам экономистов АБР, туркменская сторона довольно часто выражала возмущение на цифры ежегодного отчета, который рассылается во все страны-участницы АБР, но тут уж, какой вопрос – такой и ответ. Хотите видеть свои данные – будьте любезны, поделитесь ими.
Проект восстановления энергосетей Ашхабада не был одобрен, поскольку экономисты АБР никак не могли понять основную гордость всех туркменских чиновников – бесплатную раздачу газа, электроэнергии и других льгот, которыми они похваляются перед миром. Как ни старались туркменские чиновники объяснить, что радениями президента Ниязова народ получает все это практически бесплатно и очень счастлив, никакой финансовой пользы ни для населения, ни для страны, финансисты и экономисты АБР не смогли понять и уловить. Логика банкиров понятна – дайте населению такой доход, чтобы оно было в состоянии оплачивать свои коммунальные потребности и продолжать жить счастливо, и используйте полученные средства на поддержание всех коммунальных сетей. Такая схема работает во всем мире, но для Туркменистана это бы означало, что надо поднимать зарплаты, что в свою очередь приведет к повышению всех цен. А с этим справиться туркменская финансовая политика будет не в состоянии. Откуда взять деньги на зарплаты, когда в одну Авазу вбухали целый миллиард, да не манатов, а долларов.
Таким образом, самым значительным и практически единственным проектом АБР в Туркменистане долгие годы оставался проект газопровода. Ситуация изменилась после открытия официального постоянного представительства в 2010 году.
В марте 2011 года Совет директоров АБР одобрил первый кредит Туркменистану в рамках проекта железной дороги «Север — Юг». АБР оказал техническое содействие по подготовке проекта, а его финансовый вклад в виде займа составил 125 млн.долл.США.
Для оценки проекта объединения энергосистем Туркменистана и Афганистана, в котором стоимость туркменского компонента оценивается в размере 350 млн.долл.США, АБР одобрил в сентябре 2011 года техническую помощь Туркменистану на сумму 1,3 млн.долл. США.
ТАПИ и Туркменистан
В рамках проекта ТАПИ в течение 2002-2012 проведено несколько встреч руководящего комитета с высокопоставленными представителями, а позже и рабочих встреч, где уже на уровне специалистов решались технические вопросы на которых присутствовали представители Афганистана, Пакистана, Индии, Туркменистана и АБР.
Примечательно, что практически ежегодно состав туркменских чиновников менялся. Соответственно, менялось и отношение к проекту, и политика официального Туркменистана.
Проект начинался в 2002 году. Министр — Назаров Гурбанназар (2001-2002), проект идет полным ходом, 1 миллион долларов выделен АБР на составление ТЭО. После этого, несколько лет затишья, в течение которых сотрудники АБР регулярно наведываются в Туркменистан, без особого успеха, и организуют встречи Руководящего Комитета.
Более заметная активность со стороны туркменских чиновников стала проявляться в 2007 году, вероятно на волне новой президентской политики в стране. В течение 2002-2007 годов прошло девять заседаний на высоком уровне. На девятом заседании, в апреле 2007 года было решено создать Техническую Рабочую Группу, включающую специалистов всех стран проекта. Задачи группы – подтвердить резервы газа, подготовить проекты соглашения о купле и продаже газа, разработать механизм цен, подтвердить стоимость проекта и экономический и финансовый анализы проекта и т.д.
Таким образом, первая фаза проекта, которую сотрудники АБР ожидали завершить с января по август 2003 года, растянулась до декабря 2010. Причины, в кратком изложении АБР в числе основных включают проблемы с установлением удобного графика встреч для всех стран, и перенос встреч в связи с политическими событиями.
За этими несколькими строчками скрыто много подводных камней: это и отсутствие компетентных специалистов, которые не боятся высказывать свое мнение, и организационные вопросы, включающие всевозможные согласования на самом высоком уровне, и даже просто отсутствие хорошего перевода документов. Парадоксально, но система, много лет работающая на международном уровне не имеет штатных квалифицированных переводчиков. Но самым непонятным для сотрудников и консультантов АБР на первых порах был тот факт, что попасть на прием к министру можно только в том случае, если это заранее согласовано и включено в программу пребывания. И даже при этом порой приходится посидеть в приемной, если у министра вышла экстренная накладка с кабмином, там на такие мелочи не обращают внимания. Пообщаться со специалистами туркменского нефтегазового сектора было практически невозможно, никто не вступает в контакт, по негласным, но очень весомым причинам – не положено. Все разговоры только с предварительного письменного одобрения и в присутствии нескольких человек, даже если все остальные молчат.
Первое заседание технической группы состоялось в апреле 2007 в Туркменистане, министр Г. Атаев. На этой встрече страны обозначили свои потребности в газе и подтвердили обязательства по отбору газа. Пакистан обязался брать почти 33 млрд. м3 /г, Индия 25 млрд. м3 /г, и Афганистан 5 млрд. м3 /г к 2016 году.
10 Заседание руководящего Комитета и 2 заседание технической рабочей группы проекта – апрель 2008, Пакистан, Исламабад.
3 заседание технической рабочей группы –май 2008, Ашхабад, Туркменистан, министр Б. Ходжамухаммедов.
4 заседание технической рабочей группы–сентябрь 2008, Ашхабад, Туркменистан. Ходжамухамедов стал Министром Государственного Концерна «Туркменгаз» и проект перешел в ведение Туркменгаза.
Первая фаза проекта официально была завершена в декабре 2010, подписанием всех проектных соглашений всеми странами-участницами. За это время АБР организовал 14 встреч руководящего комитета и 16 встреч рабочих групп.
Вторая фаза по плану должна была завершиться в 2012, подписанием соглашения о купле-продаже, что и произошло благополучно в мае 2012.
Третья фаза проекта включает в себя создание специального консорциума и выбор ведущих компаний для него. АБР выделил на эту часть проекта полтора миллиона долларов и надеется завершить к июлю 2014.
Строительство газопровода ожидается в четвертой фазе и займет около 4 лет, если все пойдет по плану, скрупулезно продуманному экспертами АБР. Хотя, они свои уроки получили и выводы сделали по завершению первой фазы проекта.
Надо отметить, что проект ожил при Ходжамухамедове. Вероятнее всего сказалось, что он достаточно молод, грамотен и имеет опыт работы с проектами внешнеэкономического сектора. И его карьера с проектом ТАПИ выросла значительно: от начальника Управления ВЭС и инвестиций в апреле 2007 до заместителя председателя Кабинета Министров курирующего энергетический комплекс, в июле 2009. Поскольку, вероятнее всего, карьера его и дальше будет косвенно зависеть от газопровода, то можно сделать вывод, что трубе быть. Другого выбора у Ходжамухамедова нет, тем более, что ветер перемен в Туркменистане, который начался с приходом Бердымухамедова, стих так же внезапно, как и начался, и вся система власти и наказания вернулась на круги своя. Такие же ночные бдения в кабинетах, коллективные отпуска, выговоры и смены министров, как и при Ниязове, только теперь это уже не Золотой Век, а Эпоха Всемогущества и Счастья.
Дамир Ли. Специально для Хроники Туркменистана
Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.