четверг, 28 марта 2013 г.

Кому сигнализирует Ашхабад?

Владимир Тарасов
Центр Азия


Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в некоторой степени продолжает гнуть линию своего предшественника, пытаясь демонстрировать миру свою исключительность и «полный нейтралитет». Только делает это руководитель страны в опять-таки особой манере. Сегодня на первом плане у него, по всей видимости, демарш в отношении Российской Федерации и намеки на некоторое отмежевание от Ирана.

В случае с нами все понятно — Бердымухамедов всеми силами старается отделаться от 40 тысяч российских граждан, проживающих в Туркменистане и имеющих двойное — российско-туркменское гражданство. Цель? В этом отношении я склонен согласиться с заведующим отделом Центральной Азии Института СНГ Андреем Грозиным, выдвигающим версию о боязни Бердымухамедова повторения в его стране грузинского сценария августа 2008 года. Хотя для этого нет абсолютно никаких оснований: Бердымухамедов и Саакашвили-2008 — два разных человека и руководителя, Туркменистан и Грузия — две разные страны, в которых отношение к русским опять же разное.
Однако не совсем понятными выглядят попытки несколько уйти от иранской линии. Сначала Туркменистан открывает двери Израилю, открывая на своей территории консульство этой страны. А это значит, что один из заклятых врагов Тегерана открыл свое представительство прямо у него под боком. Теперь же Ашхабад косвенно ставит палки в экономические колеса.
С мая нынешнего года на завозимые в Туркменистан автомобили, которые большей частью прибывали из Ирана, на пять процентов поднимается таможенная пошлина. Кроме того, вводится запрет на ввоз в страну автомобилей, выпуск которых был осуществлен до 2008 года. Соответственно, гнать будут машины на несколько порядков дороже уже изначально. Не говоря уже об их стоимости после прохождения всех таможенных процедур. И без того низкая покупательная способность будет сведена к нулю. И ничего, что в Туркменистане нет собственного автопрома, зато и Ирану Ашхабад покажет, что имеет свои виды на дальнейшие приоритеты в сотрудничестве. Как знать, быть может, Туркменистан станет одной из первых стран, граничащих с Ираном и подписавших стратегические договора с Израилем. Интересно? Безусловно. А еще и интригующе. Кому предназначены эти сигналы? А может быть это все та же политика «нейтралитета»? Тоже вероятно. Но скорее всего это завуалированное и традиционное для многих политиков приглашение к торгам. В случае с Туркменистаном эта версия вполне уместна, если учесть его своеобразные отношения с соседями по региону, непростые отношения с партнерами по Каспийскому региону и малое внимание со стороны Запада. Так кому же предназначены эти сигналы?
Источник: ЦентрАзия

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.