пятница, 26 апреля 2013 г.

Узбекистан и Туркменистан пользуются в ООН поддержкой схожих авторитарных режимов


Мурат Садыков
Узбекистан и Туркменистан – страны, управляемые одними из самых репрессивных режимов в мире – подверглись жесткой критике со стороны западных демократий на слушаниях (видео), проведенных на этой неделе в Женеве рабочей группой Совета по правам человека ООН в рамках Универсального периодического обзора (УПО). Но схожие авторитарные режимы встали на защиту Ташкента и Ашгабата, похвалив их за достигнутый за последние годы «прогресс» в деле улучшения ситуации с правами человека.

Рабочая группа Совета, состоящая из 47 стран-членов, анализирует достижения этих двух центральноазиатских стран с момента первого УПО в декабре 2008 года. Перед слушаниями правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч призвала Совет «обнажить и осудить репрессии, имеющие место в обеих странах» и оказать на них давление «с целью положить конец злоупотреблениям».
«Чрезвычайно высокий уровень репрессий в Узбекистане и Туркменистане, в совокупности с отказом правительств этих государств признать существование данной проблемы, подчеркивает необходимость жесткого, совместного заявления», – сказала Вероника Сзенте Голдстон, директор Хьюман Райтс Вотч по правозащитному лоббированию в Европе и Центральной Азии.
«Ашхабад и Ташкент должны громко и ясно услышать, насколько неприемлема ситуация с правами человека в их странах, и какие конкретные изменения они должны сделать», – отмечается далее в заявлении Хьюман Райтс Вотч.
На слушаниях, США выразили озабоченность относительно применения туркменскими силовиками пыток, преследования и запугивания, включая заключение в тюрьму журналистов, представителей нацменьшинств и активистов гражданского общества, а также ограничения права на свободное передвижение. Канада призвала Туркменистан выпустить политических заключенных, создать для журналистов условия, при которых они могли бы без опасений осуществлять свои профессиональные обязанности, и ослабить ограничения, введенные в отношении негосударственных некоммерческих организаций (ННО). Швейцария заявила, что Ашгабат должен позволить СМИ свободно работать, в том числе в Интернете.
Германия отметила «продолжающееся» использование детского труда на печально известных хлопковых полях Узбекистана, проблемы с регистрацией ННО, а также пытки и заключение в тюрьму диссидентов. Великобритания обратила внимание на ограничения свободы собраний, блокирование новостных и оппозиционных сайтов и пытки заключенных. Представители других стран-членов выразили схожую озабоченность.
Германия также призвала Ташкент позволить Международному комитету Красного Креста (МККК) продолжить посещать заключенных в узбекских тюрьмах. МККК заявил в этом месяце о прекращении визитов своих сотрудников в тюрьмы Узбекистана т.к. работникам организации необходимо проводить беседы с заключенными без свидетелей, а власти страны не допускают таких бесед. «Посещение исправительных учреждений должно ощутимо влиять на условия содержания заключенных, а диалог с местными пенитенциарными структурами должен быть конструктивным. В Узбекистане этого не происходит», – заявил 12 апреля генеральный директор МККК Ив Даккор.
Пока неясно, были ли эти доводы услышаны делегациями Узбекистана и Туркменистана, отрицающими большинство обвинений в свой адрес. Например, глава узбекской делегации Акмаль Саидов, говоря об использовании детского труда в на хлопковых полях, заявил, что западные компании «политизируют» вопрос в качестве инструмента «беспринципной конкуренции» на мировых рынках.
Но обе делегации, судя по всему, вняли возгласам поддержки со стороны стран, обвиняемых в схожих нарушениях прав человека.
Не представив конкретных деталей, делегации Саудовской Аравии, Беларуси, Бахрейна и Северной Кореи, например, похвалили «прогресс» и «достижения» Узбекистана и Туркменистана в осуществлении рекомендаций, данных им после слушаний в 2008 году.
Источник: eurasianet.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.