среда, 24 апреля 2013 г.

Интернет узбекский и туркменский: почувствуйте разницу


Виталий Волков
В Узбекистане и Туркмении, странах с репрессивными режимами, внутриполитические проблемы решают похожим способом. А вот отношение к Интернету сильно отличается.
Международные правозащитные организации относят Туркмению и Узбекистан к числу стран с близкими по форме репрессивными режимами, где систематически нарушают права граждан, в том числе на свободный доступ к информации. Однако эти государства существенно отличаются друг от друга, как считают эксперты, по меньшей мере в одном — уровне развития Интернета.

Узбекский Интернет жив
По словам датского журналиста Майкла Андерсена, который изучал возможности Интернета в Центральной Азии, в Узбекистане, в отличие от Туркмении, даже в маленьких населенных пунктах есть доступ к Интернету. Там обычной формой коммуникации становятся контакты в социальных сетях.
Это подтверждает и молодой узбекский журналист, рассказавший DW на условиях анонимности, что «различные виды современной интернет-связи в Узбекистане вполне доступны, а в интернет-кафе часто видишь людей, беседующих по скайпу с живущими за границей, при этом без оглядки на окружающих».
По его словам, в течение последних двух-трех лет в республике распространен беспроводной Интернет. Даже после вынужденного ухода компании МТС оставшиеся провайдеры предоставляют основной спектр современных услуг, причем почти по всей территории, и не так дорого. «Другое дело, что и »Билайн», и Ucell полностью контролируются СНБ», — говорит журналист из Узбекистана.
По словам Майкла Андерсена, к данным о числе интернет-пользователей в Узбекистане следует относиться осторожно. «Почти половина населения хотя бы один раз пользовалась Интернетом. Регулярно посещают Сеть 7-8 миллионов человек. Но большинство из них интересуется страницами знакомств, эротическими сайтами, социальными сетями и так далее. Политическую информацию о мире и об Узбекистане ищет около пяти процентов населения», — рассказывает датский журналист в интервью DW.
Ситуация в Туркмении
В Туркмении — совершенно иная ситуация. Как говорит в интервью DW туркменский оппозиционный политик Нурмухаммед Ханамов, в последние годы более современные технологии пришли в текстильную и нефтегазовую отрасли, но уровень коммуникационных технологий в республике очень низок даже по сравнению с Узбекистаном.
Доходит до смешного: чиновники, которых сейчас президент страны обязал пользоваться Интернетом, предпочитают обычную почту, потому что она может дойти быстрее и более надежна, нежели электронная. Хотя компьютеры для министерства закупают и часть операций по учету выполняется с помощью Интернета, все же в целом это показуха, считает глава туркменской Республиканской партии в изгнании. «Из Европы с Туркменией по скайпу стараются связываться ночью и только в чате, но даже там запаздывание между отправкой сообщения и его получением бывает значительным», — утверждает Ханамов.
Эту точку зрения подкрепляет оценка, которую дал туркменский IT-специалист, попросивший не называть его имени. «В Туркмении Интернет дорогой, и он недоступен для среднего жителя. Техническое оснащение слабое, а контроль над Интернетом чрезмерный. Ширина канала умышленно сужена, а цены завышены», — объясняет собеседник DW.
Особое внимание спецслужбы уделяют трафику исходящей почты: иногда очень сложно отправить письмо с вложенным в него файлом. Трудно отправить фото и аудиофайлы, видео — невозможно. «Время между отправкой и получением электронного письма — от нескольких часов до нескольких дней, а порой почта вообще не доходит. Беспроводной Интернет отсутствует даже в государственных организациях», — говорит специалист по туркменскому Интернету.
Почувствуйте разницу
По его оценке, число пользователей Интернета в Туркмении, которые хотя бы один раз выходили в Сеть, не превышает 100 тысяч человек, а вот постоянных клиентов «Туркмен Телекома» — единственного в республике провайдера — значительно меньше, до 20 тысяч.
В Ашхабаде работают чуть более десятка интернет-кафе, еще по 2-3 существуют в нескольких других крупных городах, а вне их этой «роскоши» нет, рассказал DW туркменский IТ-специалист.
Почему же различия в уровне развития Интернета в Туркмении и Узбекистане столь велики? Нурмухаммед Ханамов считает главной причиной разный уровень заинтересованности лидеров этих государств в технической подготовленности населения к современным условиям.
«Еще в начале 1990-х, когда в иностранных вузах появились квоты на студентов из республик бывшего СССР, Туркмения их не использовала, а Узбекистан с удовольствием забирал »туркменские» места себе. Гурбангулы Бердымухамедовоказался в этом вопросе истинным преемником Туркменбаши. Он тоже считает, что чем молодежь образованнее, тем у власти больше проблем с ней», — говорит Ханамов.
Майкл Андерсен считает, что распространению Интернета в Узбекистане способствовало решение Ислама Каримова о необходимости развития IT- технологий для стимуляции торговых отношений с другими странами. «Возможно, десять лет назад он недооценил свою молодежь, рассчитывая, что спецслужбы смогут не допустить пользователей до »вредной» информации в Интернете. Но люди в Узбекистане сегодня хорошо овладели различными технологиями, чтобы добираться до такой информации», — говорит Андерсен. По его словам, в Туркмении такого нет: «Там, насколько мы знаем, сохраняется тотальный контроль над Сетью, существует крайне мало интернет-кафе» .
Российский фактор
Но, по мнению датского журналиста, важную роль в развитии политически активного интернет-сообщества в Узбекистане играет трудовая миграция в Россию. «В России Интернет гораздо более свободный, он ближе к Европе, и те массы молодых людей из Узбекистана, которые там трудятся, получают эту »прививку»», — поясняет Майкл Андерсен.
Источник: Deutsche Welle

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.