среда, 24 апреля 2013 г.

Вывод войск из Афганистана 3/3


Назиф Шахрани: «Правительство Туркменистана не оказывает должную поддержку этническим туркменам в Афганистане»
Интервью с Назифом М. Шахрани, профессором антропологии университета шт. Индианы, специалистом по тюркоговорящим народностям Афганистана.
Афганские туркмены, чья численность населения составляет около 3% от 23 миллионов жителей Афганистана, выражают обеспокоенность в связи с выводом войск США/НАТО из Афганистана. Отношения афганских туркмен с Талибаном были очень натянутыми за последние пятнадцать лет и они опасаются возмездия талибов после 2014г. Большинство из 700,000 туркмен (или тюрков) проживают на границе с бывшей советской республикой Туркменистан. Некоторые тюркоговорящие народности, в том числе туркмены, нашли убежище в северном Афганистане в 1920-е и 1930-е годы, чтобы укрыться от подавления басмаческого мятежа большевиками в Центральной Азии.

Вопрос: В последние годы афганские туркмены сражались против движения Талибан, встав на сторону национальных меньшинств из Северного и Центрального Афганистана — узбеков, таджиков и хазар. Не могли бы Вы объяснить, почему они заняли такую позицию?
Назиф Шахрани: Я бы сказал, что не туркмены сражались против талибов, а именно талибы напали на туркмен с целью повторного завоевания северных регионов страны, установления своего режима и экстремистского толкования ислама. Эта явная агрессия воспринималась туркменами, узбеками, таджиками и другими нациями, которые мирно управляли своим собстенным регионом, как очень несправедливая политика. Это произошло потому, что во  время анти-коммунистического джихада все воевали против советских захватчиков, против их общего врага. Тогда никто из других регионов Афганистана не предложил помощи туркменам. Они сражались за освобождение своей собственной территории. Затем кто-то [талибы] приходит и заявляет, что мы будем господствовать над вами и научим вас быть истинными мусульманами и т.д.
Вопрос: Туркмены, узбеки, таджики, хазары… Онидействительновыступаютзаодно?
НШ: Да, все народности, которые не относятся к пуштунам, обязаны держаться вместе, чтобы сражаться за свои права сейчас и в будущем, в Северном и Центральном Афганистане. Каждая из этих этнических групп определенно имеет разные интересы, несколько отличающееся видение ситуации в стране и свою точку зрения внутри большого сообщества. Но когда они находятся под давлением Талибана, они объединяются. Такие политические организации, как хазарская шиитская организация центрального региона а teHizbeWahdat, узбекско-туркменская организация JunbushiMilliIslamiAfghanistanпод руководством генерала Рашида Дустома из северных регионов страны и таджикская организация Jama’atiIslami-ShurayeNazarсформировали так называемый Северный альянс с целью защиты своих сообществ от талибов в период с 1996 по 2001гг. Они также взаимодействовали с американскими и международными коалиционными силами, что свергнуть власть Талибана в 2001г.
Вопрос: Вы затронули различия между туркменами, узбеками, таджиками и т.д.  О каких именно различиях идет речь?
НШ: Да, несомненно, они немного отличаются друг от друга. Например, с демографической точки зрения эти группы имеют разный вес. Туркмены составляют 3% всего населения Афганистана, таджики представляют примерно 27%, хазары и узбеки по 9%.  Однако, из-за того, что не разрешено проводить официальную перепись населения, никто не знает точного этнического состава населения или достоверные цифры по численности населения в Афганистане. В результате заявления относительно численности и состава этнических групп в Афганистане политизируются, так же как и приукрашенные заявления всех национальных меньшинств об их демографической численности в стране. Несомненно, численность определенной группы населения влияет на национальную и региональную политику. То, как правящие династии исторически относились к тем или иным национальным меньшинствам отражается на их ситуации сегодня, а также влияет на их видение ситуации в Афганистане сегодня.  Например, небольшую часть туркменского населения целенаправленно держали в границах буферного государства, расположенного на территории современного Афганистана, созданного царской российской и британо-индийской империями в конце девятнадцатого века.  Впоследствии пуштунские лидеры в Кабуле не доверяли туркменам и узбекам, а также таджикам, населяющим их северные территории, и поэтому решили поселить своих доверенных представителей племени пуштунов среди туркменов и узбеков в непосредственной близости от российской и впоследствии советской границы. В итоге у местных жителей были конфискованы земли и водоемы и отданы переселенцам-пуштунам с юга. Эта политика изменила демографический состав населения на севере страны, а также создала значительное межнациональное напряжение между не-пуштунским населением и переселенцами-пуштунами на севере страны.  Эти трения усугубились во время войн с талибами по возврату территорий в 1990-е годы. Именно возможность возврата Талибана к власти после вывода войск США в 2014г. вызывает значительное волнение и среди туркмен, и  среди других этнических не-пуштунских групп в северном Афганистане.  По сравнению с другими меньшинствами, туркмены -  небольшая по численности группа населения, поэтому они получали и просили меньше власти, чем другие. Обычно они держатся рядом с узбеками, так как обе нации говорят на тюркском языке и являются мусульманами-суннитами. Хазары, например, относятся к шиитам и также проживают в разных регионах, но большая часть из них проживает в центре страны.
Вопрос: Вы не говорите о пуштунах. Но если все талибы — пуштуны, то все пуштуны — необязательно талибы, и многие из них выступают против движения Талибан. Означает ли это, что они поддерживают туркменов, узбеков и пр?
НШ: Действительно, некоторые пуштуны не согласны с талибской трактовкой ислама. Но если дело касается политики, управления страной, то между ними не существует больших различий. Я имею в виду, что пуштуны, принадлежат ли они к движению Талибан или нет, хотят, чтобы именно пуштуны руководили государством и господствовали в стране.  Постоянное упоминание талибских повстанцев президентом Карзаем как «наших недовольных братьев» и его призывы к ним присоединиться к его правительству является важным доказательством общего настроения среди пуштунов. Также общее дело по систематическому изолированию и вытравливанию членов других этнических групп из властных структур в пост-талибском Афганистане медленно, но верно за последние двенадцать лет — еще одно явное доказательство сплоченности пуштунов в поисках политического доминирования в стране над другими национальными меньшинствами, в т.ч. туркменами.
Вопрос: Как Туркменистан оценивают ситуацию после вывода войск в 2014г.?  
НШ: Все в Афганистане, особенно в северных регионах, в Херате, в Бадахшане, в Бамиане в центре ожидают, что вывод войск западной коалиции может снова привести к гражданской войне. Этореальность; угрозагражданскойвойныоченьвысока. И как обычно, внешние силы, я имею в виду региональных игроков — будь то Пакистан, государства Персидского Залива, Иран, Индия, Китай, Россия, республики Центральной Азии — могли бы все ввязаться в еще одну кровопролитную опосредованную войну в Афганистане после 2014г. Поэтому, как и другие меньшинства в северном Афганистане, туркмены сильно обеспокоены. Люди не уезжают из страны, лидеры сообществ работают над укреплением связей, особенно с узбеками. Конечно, некоторые вступили в правительство Карзая, например, Нур Мохаммад Кварквин (NoorMohammadQarqeen), который родился в провинции Джаузджан. Он был руководителем предвыборной кампании Хамида Карзая, а затем министром образования с 2004 по 2006гг. Однако большинство туркмен в основном поддерживает Абдула Рашида Достума, лидера узбекского сообщества Афганистана и его политическую партию Jumbish (Junbish-eMilli-yiIslami-yiAfghanistan, национальное исламское движение Афганистана). Туркменам необходима эта солидарность с узбеками также и по той причине, что их не защищает Ашхабад и туркменское правительство.
Вопрос: Как Вы оцениваете политику туркменского правительства по отношению к афганским туркменам?
НШ: По сути Ашхабад не очень обеспокоен судьбой туркмен в Афганистане. Существует несколько лагерей беженцев для афганских туркмен в Пакистане и возможно, в Иране после десятилетий войн, но насколько я осведомлен, ни одного в Туркменистане.  Ашхабад ведет переговоры с Кабулом, с правительством Афганистана независимо от того, кто стоит у власти. Сегодня, так же как и вчера, когда Ниязов был президентом, Туркменистан вступает в диалог с каждой из политических сил, особенно с талибами, потому что Ашхабад мечтает построить газопровод с целью выхода на огромный рынок индийского субконтинента. С одной стороны, это благоприятно для этнических туркмен в Афганистане, так как если на них нападут талибы, мы можем ожидать, что к мнению Ашхабада прислушаются, если туркменское правительство попросит сохранить жизни афганских туркмен. Но, судя по прошлому опыту, правительство Туркменистана не оказывает должную поддержку туркменам в Афганистане. Например, Ашхабад не оказал помощи, когда некоторые жители просили предоставить убежище в Туркменистане во время жестокой атаки талибов в конце 1990-х гг. В 2006 г., например, туркменские власти усложнили процедуру получения визы, ужесточили требования и неоднократно арестовывали людей на туркмено-афганской границе. Очень сложно стало заниматься приграничной торговлей и фермерством. С другой стороны, недавно поступили сообщения их Кабула о том, что Туркменистан готов рассмотреть варианты альтернативного торгового пути через Туркменистан и Каспийское море в Россию и Европу.
Режис Женте

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.