вторник, 30 апреля 2013 г.

«ООН нам чудо-знаки подает»


Нургозель Байрамова
Гундогар

Международное сообщество высказало Туркменистану все, что о нем думает.

Завершилось обсуждение второго Национального доклада Туркменистана по процедуре Универсального периодического обзора (УПО), состоявшееся в Женеве в ходе работы 16-й сессии Рабочей группы УПО. Для участия в обсуждении в Женеву прибыла представительная делегация Туркменистана в следующем составе: глава делегации — заместитель министра иностранных дел Вепа Хаджиев; члены делегации: директор Национального института демократии и прав человека при президенте Туркменистана Яздурсун Курбанназарова, замминистра юстиции Бекмурад Мухаммедов, замминистра образования Гельдымамед Гельдымурадов, директор Института стратегического планирования и экономического развития Мухамедгельды Атаев, завотделом трудовых отношений Министерства труда и социальной защиты Сельби Сысоева, завотделом международного права МИД Туркменистана Агагуль Бердыева, старший советник отдела человеческих ресурсов и профессионального развития Верховного суда Туркменистана Хасан Акыев, завотделом международных связей Генеральной прокуратуры Туркменистана Байрам Байрамов, а также постоянный представитель Туркменистана при Европейском отделении ООН в Женеве Эсен Айдогдыев.

Строгие протокольные рамки заседания не позволили всем членам делегации внести свой вклад в пропаганду «масштабных преобразований, происходящий в Туркменистане под руководством уважаемого президента Курбанкули Бердымухаммедова (бла-бла-бла)», чему несказанно были рады участники обсуждения, так как ничего нового, в сравнении с текстом официального доклада, который многие из них успели пролистать, они из уст выступавших все равно не услышали бы.

«Достижения эпохи Могущества и Счастья»

Первым слово было предоставлено главе делегации В. Хаджиеву. Прилагая максимум усилий для того, чтобы как можно шире осветить все «достижения», он попытался уложить в отведенное для выступления время перечисление всех нормативных актов (с указанием даты их принятия), чем ввел аудиторию в состояние, близкое к гипнотическому сну.
Несколько оживились присутствующие, когда услышали заявление Хаджиева о том, что «большое внимание туркменскими властями уделяется инспектированию мест лишения свободы». Как известно, именно за нарушение прав заключенных более всего критиковались туркменские власти в ходе обсуждения Национального доклада Туркменистана в декабре 2008 года. Отметив, что Туркменистан активно сотрудничает с региональным представительством Международного Комитета Красного Креста в Центральной Азии, Хаджиев сообщил о посещении его делегацией двух исправительных учреждений, одного лечебно-трудового учреждения, а также стройплощадки новой женской колонии — факты, которые с недавних пор, за неимением большего, кочуют по всем представляемым в международные структуры туркменским докладам.
Говоря о развитии социальной сферы, после перечисления ряда программных документов, оратор перешел к перечислению возведенных объектов. Как следовало из текста Национального доклада, за неполных три года в Туркменистане было построено 100 автомобильных мостов и развязок, 84 детских дошкольных учреждения, 67 средних общеобразовательных и 49 спортивных школ, 10 высших учебных заведений, 23 комплекса спортивных сооружений и стадионов, 5 крупных ипподромов, 11 дворцов и домов культуры, 2 библиотеки, 4 музея, 35 домов и центров здоровья, 26 госпиталей, жилых домов общей площадью около 4 млн квадратных метров, более 6 тыс. километров линий связи. По словам Хаджиева, в ближайшем будущем будет построено еще более 200 спортивных школ, свыше 100 спортивных сооружений, а также спортивных школ-интернатов, специализированных спортивных баз и других спортивных сооружений.
Еще некоторые данные, правда, в процентном отношении либо в сравнении с неназванными величинами, что не дает возможности оценить их истинные размеры, как, например, при характеристике ВВП (испытанный способ из классического арсенала демагогов!), докладчиком приведены все же были, однако реальной картины того или иного явления не дали. Вряд ли участникам обсуждения заявление о том, что в Туркменистане «ежегодно в среднем на 10 процентов увеличиваются расходы на выплату заработной платы, пенсий, государственных пособий и стипендий», позволило оценить уровень материального обеспечения среднестатистической туркменской семьи. Ведь о том, сколько на самом деле получает пенсионер, студент техникума или, скажем, воспитательница детского сада, знают только сами эти люди, при этом предупрежденные о том, чтобы (не дай Бог!) эти «сверхсекретные» сведения не просочились на страницы независимых СМИ или, того хуже, в социальные сети Интернета!
Предметом особой гордости туркменских властей, как явствует из Национального доклада и выступления В. Хаджиева, является развитие в Туркменистане «собственной информационно-телекоммуникационной системы». Полностью обеспечены компьютерами и мультимедийными центрами сферы образования и науки, студентов и школьников обучают информационной грамотности, система транспорта переходит на электронные билеты и информационные таблоиды, в медицине вводятся электронные медицинские карточки, а в системе управления — «электронное правительство», сообщил Хаджиев, видимо, предполагая произвести впечатление на слушателей, для которых все то, о чем с гордостью говорил замминистра, давно уже стало нормой жизни, так же, как и неограниченное пользование Интернетом. И невдомек продвинутым европейцам, как гордится Вепа Хаджиев своим «супер-iPad’ом», в который, по его словам, занесены данные на всех туркменских правозащитников. Что же касается его собственного умения обращаться с коммуникационной техникой, туркменский чиновник ограничился фразой из разряда ненормативной лексики.
«Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в нашей стране ведется целенаправленная работа по выполнению основных положений международных конвенций, норм национального законодательства, касающихся защиты прав граждан. Это и есть реальное подтверждение того, что Туркменистан, вступив на путь социально-экономических реформ и демократических преобразований, отводит особое место обеспечению и защите прав человека», — закончил свое выступление Вепа Хаджиев.

«Спрашивай — отвечаем»

Вслед за выступлением главы туркменской делегации последовали вопросы и рекомендации участников обсуждения. Всего в ходе интерактивного диалога с замечаниями и рекомендациями выступили представители 77 делегаций.
По ходу обсуждения доклада туркменскими чиновниками были даны комментарии по деятельности СМИ и подготовке журналистов (в стране издаются 27 газет и 24 журнала, работают 7 телеканалов!), по работе неправительственных организаций (их в Туркменистане, по официальным данным, насчитывается 240, и ни одной организации за отчетный период не было отказано в регистрации!), по участию женщин в жизни государства (в сфере экономики 40 процентов составляют женщины, в сфере образования и здравоохранения — более 60!).
Также представители Туркменистана отметили, что правительство сосредотачивает внимание на создании новых рабочих мест и предоставлении социальных льгот, что даже в условиях мирового экономического кризиса в Туркменистане не было закрыто ни одно предприятие. Было отмечено, что с 2010 года (!) не поступало сведений о случаях уголовного преследования и нападения на людей, которые распространяли информацию, в том числе, критического характера. (Так нападений не было или людей, распространяющих такую информацию?) Также, по утверждению туркменских представителей, с 2010 года не было случаев ограничения на свободный выезд из страны, за исключением тех граждан, преимущественно женского пола, которые ранее были депортированы из других стран за нарушения миграционных правил. (А на въезд в страну были ограничения?)
На замечание относительно лишения свободы туркменского диссидента Гулгельды Аннаниязова было заявлено, что он отбывает наказание «за неоднократный незаконный переход государственной границы по фальшивым документам», что к нему обеспечен доступ родственников, он может пользоваться медицинской помощью и вообще содержится «в хороших, удовлетворительных условиях». На вопрос о судьбе осужденных за попытку государственного переворота и покушения на Сапармурада Ниязова, глава туркменской делегации Вепа Хаджиев заявил: «С 2010 года ряд граждан, проходящих по этому делу, были амнистированы. Это касается родственников главных фигурантов. Ряд лиц продолжает отбывать наказание, их вина полностью доказана Верховным судом Туркменистана». То есть замминистра нечаянно признал факт вынесения приговоров людям по «родственному» признаку! Что касается доказательств вины подсудимых Верховным судом, то именно их справедливость и вызывает наибольшее сомнение международного сообщества.
Также по ходу обсуждения туркменской делегацией было заявлено, что признание туркменского языка государственным «не ограничивает права граждан на использование родного языка». Кроме того, отметили представители туркменской стороны, существующие правовые, судебные и практические меры обеспечивают «надежные гарантии для предотвращения любых проявлений дискриминации по этническому признаку». Что касается участия международных наблюдателей в предстоящих выборах, было подчеркнуто, что они смогут осуществлять мониторинг, получив аккредитацию избиркома «в соответствии с процедурами, установленными внутренним законодательством и на основании официального приглашения».

Итоги обсуждения

В соответствии с процедурой Универсального периодического обзора, Рабочая группа утвердила доклад Туркменистана. В итоговом документе отмечается, что туркменская сторона сообщила о значительном прогрессе по выполнению своих обязательств, в частности, о внесении изменений в законодательство «с целью приведения его в соответствие с международными стандартами и проведении ряда реформ под руководством президента Бердымухаммедова», а также о развитии экономики, увеличении инвестиций в науку, образование, здравоохранение, культуру и социальную инфраструктуру. Также в документе Рабочей группы УПО отмечается, что Туркменистан заявляет о готовности «выполнять свои обязательства в сфере прав человека, последовательно реализовывать задачи по дальнейшему укреплению независимости, нейтралитета, социально-политической стабильности и национального единства страны, а также защите прав и свобод человека, обеспечению социальной справедливости, повышению благосостояния людей и дальнейшей демократизации общества».
В итоговом документе Рабочей группы УПО нашли отражение все рекомендации, которые были вынесены от имени государств-участников сессии в ходе интерактивного диалога с представителями Туркменистана. Всего было высказано 183 рекомендации, 85 из которых туркменская сторона согласилась выполнять, а именно:
— рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования;
— продолжить работу по приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;
— продолжить пересмотр национального законодательства в целях обеспечения их соответствия международным нормам в области прав человека;
— совершенствовать систему образования в области прав человека и распространять знания о международных стандартах в этой области;
— совершенствовать законодательство в области защиты прав женщин, детей и этнических меньшинств.
С такими или подобными рекомендациями выступил целый ряд стран, в том числе, Куба, Египет, Бирма (Мьянма), Нигерия, Саудовская Аравия, Сенегал, Пакистан, Малайзия, Северная Корея, Турция, Казахстан, Иран, Азербайджан, ОАЭ, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Афганистан, Россия, Бангладеш, Намибия, Камбоджа, Китай и ряд других стран, по большей части имеющих схожие с Туркменистаном проблемы в области прав человека.
Пожалуй, наиболее «радикальными» были предложения представителей Армении — расширить доступ этнических меньшинств к образованию, здравоохранению и занятости; Испании — улучшить условия содержания заключенных, особенно в женских тюрьмах; Чехии — принять эффективные меры для обеспечения полной реализации права на свободу выражения мнений, в том числе в Интернете, а также собраний и ассоциаций; Германии — обеспечить право на свободу выражения мнений и доступ к информации путем прекращения ограничений на пользование Интернетом и цензуры СМИ.
90 замечаний туркменская сторона обещала рассмотреть и представить свои ответы в установленные сроки, но не позднее, чем к 24-й сессии Совета по правам человека, которая намечена на сентябрь 2013 года.

Информация к размышлению

Действительно, подумать есть над чем. Поступили рекомендации ратифицировать ряд международных конвенций и других важных документов, в том числе Конвенцию о защите всех лиц от насильственных исчезновений и Римский статут Международного уголовнго суда — международные акты, к подписанию которых Туркменистан призывается уже много лет. Также рекомендуется направить приглашения специальным докладчикам ООН: по пыткам, независимости судей и адвокатов, по произвольным задержаниям, насилию в отношении женщин и ряду других актуальных проблем — и продолжить работу по созданию независимого национального института по правам человека в соответствии с Парижскими принципами, исключающими вмешательство в его деятельность правительства и других государственных структур.
Австрия предложил прекратить преследование представителей «нетрадиционных» религиозных течений, в том числе, протестантского толка; Германия, Чехия, Эстония и Испания — положить конец произвольным задержаниям, преследованиям и другим актам запугивания журналистов и правозащитников; Канада и Польша — изменить условия содержания в местах лишения свободы для лиц, находящихся в настоящее время без связи с внешним миром, расследовать все случаи смерти в местах лишения свободы, разрешить свидания с родственниками и допустить прдставителей международных гуманитарных организаций в места лишения свободы для мониторинга условий содержания; Франция — развивать отношения по линии Международного Комитета Красного Креста (МККК) и беспрепятственно допускать его представителей во все, без исключения, пенитенциарные учреждения и места временного содержания под стражей; США — расследовать все случаи применения пыток и других нарушений прав человека в местах лишения свободы и наказать виновных в соответствии с законом; Германия — гарантировать право приговоренных к длительным срокам лишения свободы на общение с родственниками и адвокатами и на доступ к полноценной медицинской помощи; Италия — пересмотреть законы, признающие право государственных органов осуществлять преследование незарегистрированных религиозных организаций; Франция — положить конец ограничениям на деятельность туркменских и международных ассоциаций и неправительственных организаций (НПО), особенно тех, которые работают в области прав человека; Польша — содействовать созданию в стране атмосферы открытости, при которой люди могут выражать свои взгляды, не опасаясь притеснений или преследований; Великобритания — создать предпосылки для проведения действительно свободных демократических выборов и обеспечить возможность международным наблюдателям осуществлять их мониторинг.
Невооруженным глазом видно, что рекомендации, составляющие этот раздел, в подавляющем большинстве сделаны представителями стран с более или менее развитой системой демократических ценностей, в первую очередь, европейскими странами. Также налицо и тот факт, что практически во всех случаях в этих рекомендациях нашли отражение проблемы, о которых неоднократно заявляли как международные, так и туркменские независимые организации и неподконтрольные туркменским властям СМИ.

«Протестуем!»

Еще 8 рекомендаций туркменской стороной были отклонены уже сегодня. Независимое нейтральное государство, выдвинувшее лозунг «Государство — для человека!», а также провозгласившее наступление в стране эпохи Могущества и Счастья, отказывается освободить политзаключенных, узников совести и правозащитников и даже информировать родственников и общественность о местонахождении осужденных, судьба которых в настоящее время не известна. Таких, по заявлению туркменских официальных лиц, в стране попросту нет. Кроме того, Туркменистан не считает возможным отменить действие законов об уголовной ответственности за деятельность незарегистрированных религиозных организаций и за гомосексуальные отношения между взрослыми людьми по обоюдному согласию.
Имеется предположение, что большинство из тех рекомендаций, которые туркменская сторона собирается обдумывать, одобрены также не будут. Тем не менее, мероприятия, подобные тому, что проходит в настоящее время в Женеве, в стенах исторического Дворца наций, перефразируя строку небезызвестного туркменского поэта Ходжамухаммеда Какалиева, подают нам и всем, кого волнуют нарушения туркменскими властями прав человека, «чудо-знаки»: мы не одиноки в своем стремлении утвердить в нашей стране власть Закона и торжество Справедливости.
Источник: Гундогар

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.