7 мая 2013 года ушел из жизни народный артист Туркменистана Мурад Садыков. Исполнитель туркменских и зарубежных песен был любим не только в собственной стране, но и за ее пределами. Его песни часто звучали в радиопрограммах «Маяка» и на центральном телевидении.
Услышав в его исполнении «Случайный вальс», «Русское поле», «Смуглянку», «На солнечной поляночке» и др., восторженная российская жительница когда-то написала на Всесоюзное радио и эти строчки были зачитаны в эфире – «Вы поете, как Л.Собинов!».
А в музыкальной редакции Центрального Телевидения в присутствии коллег М.Садыкова ему было предложено – «Переезжайте к нам, в Москву, мы устроим Вас учиться, сделаем из Вас второго Магомаева». Но Мурад остался петь и работать на родине, где имел большой успех, выступая как солист со знаменитым ансамблем «Гунеш».
Неудивительно, что хотя М.Садыков долгое время не выступал на сцене, поскольку его имя с начала 90-х было под негласным запретом — туркменская публика его любила и помнила – «Халычы гелин» (Г.Гулыев), «Айлы агшам» (Аман Агаджиков), «Дан шемалы» (Реджеп Кутлиев), «Алдар Косе» (Ч.Нурымов), «Лейла» (Дангатар Овезов), «Энаным айдымы» (Р. Кутлиев), «Прощальный вальс» (Л.Рид), «Назлы гыз»(Р.Кутлиев), Saher bilen (Ч.Нурымов) и многие-многие другие публика с удовольствием слушает и сегодня.
К сожалению, большая часть его репертуара не подлежит восстановлению. Те немногие записи, которые ходят на дисках, привезены из Москвы, либо же были тайком сохранены, когда по указанию бывшего председателя Гостелерадио А.Д.Ораздурдыева (ныне сотрудника ТДХ) были уничтожены и сожжены «Золотые фонды» на радио и ТВ, большая часть записей классической музыки, всей зарубежной – исполнителей, артистов, поэтов, писателей, все, что хранилось на Туркменском радио и телевидении.
В последние годы певец стал неожиданно получать приглашения участвовать в мероприятиях, правительственных концертах, но практически всегда отказывался. Соглашался петь для простых людей, никогда не отказывался выступать перед ветеранами. Недаром его называют честью и совестью туркменской эстрады. Он мог остановиться и запеть на улице, чтобы порадовать встреченных неожиданно друзей, но не соглашался ублажать чиновников. Я – верующий человек и должен поступать по совести, — отвечал он на вопрос, почему бы ему не вернуться на сцену. Голос он не потерял, физическую форму имел прекрасную, был строен, часто ходил в горы, занимался йогой.
Нет сегодня Мурада Садыкова с нами. Но он остался в нашей памяти.
Жаль, что не появилось соболезнования, туркменская пресса по обыкновению смолчала, проигнорировав чувства народа, для которого много лет звучал его негромкий проникновенный голос. Любимый голос…
ЗАПИСКА НА МОГИЛУ
Он замолчал. Теперь он ваш, потомки,
Как говорится, «дальше — тишина».
…У века завтра лопнут перепонки —
Настолько оглушительна она.
Л. Филатов, 1980 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.