Вальдемар КРАУС
Премьер-министр Турции не внял увещеваниям европейских лидеров: вместо того чтобы проявить добрую волю и попытаться наладить диалог с представителями манифестантов (настоящими, а не назначенными им самим, как это имело место на прошлой неделе), он ударился в конфронтацию.
По его приказу полиция полностью очистила как площадь Таксим, так и парк Гези в Стамбуле, в Анкаре были запрещены любые манифестации — что, однако, не помешало проведению официальных митингов в поддержку правительства. К оппозиционным же демонстрантам отношение иное: теперь на них нападают не только полицейские, но и участники «лояльных» демонстраций.
Действие и противодействие
В минувшие выходные премьер-министр Эрдоган, как и обещал, устроил парадный показ стабильности турецкого общества и поддержки правящей партии сначала в Анкаре, потом — в Стамбуле. По официальным сведениям, на митинги в поддержку правительства собрались сотни тысяч людей. Но, как утверждают независимые наблюдатели из международных информационных агентств, сторонников Эрдогана было гораздо меньше, да и собирали их «с миру по нитке»: на многочисленных автобусах из деревень и соседних городов свозились сотрудники государственных предприятий и учреждений, которым было вменено в обязанность потратить свои выходные дни на верноподданное стояние на площади и слушание речейпремьер-министра.
А уж за словом Эрдоган в карман не лез — в одном лишь Стамбуле он два часа провел на трибуне, обрушивая на слушателей пламенные тирады. «Я лично отдал приказ очистить парк Гези», — объявил он собравшимся и в очередной раз подчеркнул, что «терпение у правительства лопнуло».
По его словам, во-первых, парк Гези принадлежит всем стамбульцам, а не «сошедшему с ума меньшинству», а во-вторых — иностранные СМИ нарочно дают искаженную картину того, что происходит в Турции, поэтому он, премьер-министр, намерен и дальше держаться жесткой линии в обращении с демонстрантами.
Кроме того, турецкий премьер-министр обратился к родителям тех молодых людей, которые вышли на улицы протестовать против него, потребовав «приструнить ваших разбушевавшихся отпрысков и внушить им толику уважения к государственным органам».
Уважения со стороны оппозиционеров это ему, правда, совершенно не прибавило. Уже в ночь на понедельник вновь забушевали уличные столкновения, причем на этот раз не только в Стамбуле и Анкаре, но и в целом ряде других городов, где люди вышли на демонстрации в поддержку оппозиции. В частности, массовые протесты и драки с полицией были отмечены в таких метрополиях, как Адана и Измир. В Анкаре полицейские опять применили слезоточивый газ, но демонстранты, надев на себя маски, продолжали скандировать: «Мы не боимся исламистов!»
И это, судя по всему, правда. Несмотря на то что в столице были запрещены любые манифестации (за исключением проправительственных, которые повторять власти пока не собираются), оппозиционеры запланировали здесь митинги и демонстрации на всю будущую неделю.
За минувшие пару дней к протестам присоединился ряд турецких профсоюзов, начавших с понедельника всеобщую забастовку. Кроме того, против правительства выступил Союз врачей Турции — из-за того, что полицейские арестовали несколько десятков медиков, пытавшихся помочь пострадавшим от водометов, газа и дубинок демонстрантам.
Руководитель этого профсоюза Ездемир Актан заявил: «Премьер-министр Эрдоган прямиком ведет страну к гражданской войне. Этого не желают даже те, кто голосовал за него, — сегодня они протестуют против системы подавления, которую он построил, воспользовавшись их доверчивостью».
Предчувствие гражданской войны?
Похоже, что над Реджепом Эрдоганом довлеет одно, но решающее заблуждение: он считает, что большинство населения Турции за него. Нельзя сказать, что этот человек не привержен демократии — просто понимание демократии у него весьма своеобразное. Заключается оно в заблуждении: кто победил на выборах, тот решает абсолютно все исключительно по своему усмотрению, не обращая внимания на меньшинство. Никаких компромиссов — меньшинство должно молчать, оно проиграло.
Но это не так. В демократическом государстве права меньшинства защищены очень неплохо, и с его мнением принято считаться. Иначе получается, как заявил недавно один из депутатов Европарламента, не демократия, а «демократура».
Насчет поддержки Эрдогана большинством турок тоже можно поспорить: согласно социологическим опросам, большинство по-прежнему остается нейтральным, а активных сторонников у турецкого премьер-министра примерно столько же, сколько и у оппозиционеров, даже чуть меньше, 16% опрошенных — за Эрдогана, 16,7% — за демонстрантов.
При этом представители «молчаливого большинства» все чаще становятся на сторону протестующих, так как люди начинают возмущаться творимым властями произволом. Как показывает статистика, примерно 66% демонстрантов в Анкаре и Стамбуле — женщины, так что то и дело «безмолвствующий» отец семейства обнаруживает, что полицейские избили его дочку, арестовали жену, нанесли ранение сестре. Семьи в Турции, как известно, большие, и чем дальше заходят протесты — тем больше они становятся «семейным делом».
Кадры видеосъемки, на которых полицейский неспровоцированно, но целенаправленно выпустил струю газа в лицо молодой женщине, просто стоящей на тротуаре поодаль от демонстрации, «взорвали» не только интернет, но и послужили причиной всплеска симпатий к манифестантам и в Турции, и в мире. Протестные настроения вопреки (или благодаря) жестким действиям правительства распространяются все шире и проникают во все более глубокие слои общества.
Тут уже речь идет не о возможном уничтожении парка Гези, как по-прежнему ошибочно считает Эрдоган. Он, став отправной точкой протестного движения, потерял ключевое значение и теперь служит разве что символом. Главные же требования демонстрантов — отставка правительства, прекращение полицейского произвола — являются куда более весомыми.
В подобной ситуации Эрдогану следовало бы молиться, чтобы события не развивались по сирийскому образцу, но вместо этого он, не раз осуждавший Башара Асада за «насилие против собственного народа», у себя в стране применяет это насилие без тени сомнения. Что ж, как говорится, умный учится на чужих ошибках, глупый — на своих.
…Власть объявила, что начиная с ночи на понедельник каждый, кто ступит на площадь Таксим, будет считаться террористом. Первой «террористкой» оказалась руководительница немецкой партии «зеленых», депутат бундестага ФРГ Клаудиа Ротт — она едва не оказалась избита полицейскими. «Это самая настоящая война, война против жителей Турции», — коротко сформулировала она свои впечатления, после того как отдышалась от газового удушья. Ее слова услышали в Европе. Имидж мудрого руководителя Эрдогана, похоже, похоронен бесповоротно.
Источник: Республика.KZ
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.