Макс Гончар
Признать проблему роста радикальных настроений в Туркменистане в той форме, в какой она существует, может означать крах политической карьеры Гурбангулы Бердымухамедова.
В последнее время российские СМИ все чаще стали поднимать проблему роста экстремизма в Туркменистане. Скорее всего, это связано с политическими мотивами, о которых пока мало еще кто знает. А точнее сказать, они пока как подводный риф — их не видно, но они есть. Иначе, как объяснить такой мощный информационный прессинг, что называется по всем направлениям — телевидение, пресса и Интернет.
Если говорить о самой проблеме, то это действительно весомый фактор для обсуждения на региональном уровне, хотя Туркменистана славится своим нейтралитетом и не состоит ни в одной военно-политической организации региона. Экстремизм в Туркменистане есть, и с этим фактом нужно считаться и, более того, принимать активные меры по сдерживанию растущей угрозы. В настоящее время правительство страны заинтересовано лишь в том, чтобы сохранить в тайне от мировой общественности имеющиеся проблемы роста радикальных настроений в республике. Признать проблему в той форме, в какой она существует, может означать крах политической карьеры лидера туркмен Гурбангулы Бердымухамедова.
Не имея достаточного опыта борьбы с религиозным экстремизмом, закрытость протекающих в стране процессов позволила некоторым странам сыграть выгодную партию по установлению своего влияния путем продвижения эмиссаров радикализма. На протяжении последних пяти лет, Турция сделала большой прорыв, посеяв среди туркменской молодежи идеи «нурчистов». Причем идеологическая обработка проводится на самом опасном для нации уроне — студенты турецких лицеев впитывают идеи пантюркизма и панисламизма, а вместе с ними и преданность идеалам Турецкой Республики.
Половина учителей в турецких лицеях Туркменистана являются верными последователями «нурчистов», активно распространяя среди молодежи диски и книги главного идеолога течения С.Нурси. По сведениям Межрегионального общественного фонда содействия стратегической безопасности, уровень приверженности идеологии «нурсистов» среди туркменских граждан оценивается в 40-45 процентов. Полулегальные ячейки этого течения расширяют рады своих сторонников за счет молодежи, женщин, предпринимателей и трудовых мигрантов, выезжающих на заработки в Турцию.
Во многом этому способствует деятельность турецких спецслужб, целенаправленно ведущих работу по распространению в Туркменистане идей «нурчистов», однако противостоять им туркменские органы госбезопасности практически не могут. В первую очередь, это обуславливается тесными политическими и экономическими отношениями между Ашхабадом и Анкарой. Во-вторых, отсутствие у спецслужб Туркменистана продуманной стратегии по ограждению граждан от радикальных идей «нурчистов» превратило правоохранительные органы страны в беззубых пинкертонов, не способных выявлять и упреждать угрозы распространения религиозного экстремизма.
Усугубляют ситуацию браки молодых туркменок с турками, в т.ч. у которых уже имеются жены. Удивительно, но туркменская молодежь не противится этому, а их родители считают за честь выдать дочь за богатого турка.
В распространении идей «нурчистов» женщины играют отнюдь не последнюю, а возможно и главную роль. Выйдя замуж за турецких граждан, туркменские женщины начинают активно вербовать своих знакомых, одноклассниц, родственниц и других представителей прекрасного пола. Наибольшее количество экстремистской литературы в стране было изъято именно у «женщин-нурчистов», ведь все они регулярно читают религиозные книги Фетхуллы Гюлена.
Оценивая перспективы развития религиозной ситуации в Туркменистане, можно ожидать ее дальнейшего ухудшения в плане более глубокой радикализации туркменского общества.
Источник: ЦентрАзия
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.