Галим Фасхутдинов
Дефицит воды в условиях роста населения может спровоцировать водные конфликты в Центральной Азии. Уже сейчас в регионе звучат тревожные прогнозы.
В нынешнем столетии может обостриться борьба государств за право контроля над водными ресурсами. Такое заявление 21 августа сделали участники Международной конференции высокого уровня по водному сотрудничеству в Душанбе. По оценкам ООН, сегодня на планете насчитывается более 40 точек, где водные споры могут перерасти в военные конфликты. Одним из таких регионов является Центральная Азия.
Предупреждение из первых уст
Споры вокруг воды в Центральной Азии обострились еще в 2004 году. Поводом стало решение Таджикистана возобновить строительство Рогунской ГЭС. Против этих планов выступил соседний Узбекистан. Ташкент занял принципиальную позицию и на протяжении последних девяти лет неизменно заявляет, что сооружение Рогунского водохранилища грозит Узбекистану потерей необходимого объема воды.
Дебаты вокруг водно-энергетических проблем стали еще более напряженными после того, как Киргизия в 2012 году обнародовала планы по сооружению Камбаратинской ГЭС. В ответ президент Узбекистана Ислам Каримов во время визита в Астану в сентябре 2012 года весьма жестко предостерег Бишкек и Душанбе, заявив, что усугубление ситуации «может вызвать не просто противостояние, но даже войну».
Военный сценарий вероятен
Сегодня, спустя год после такого заявления, наблюдатели по-разному оценивают возможность перехода водной полемики на иной уровень. Так, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев полагает, что при определенных обстоятельствах узбекская сторона может прибегнуть к силовому варианту решения водных споров. «Если Таджикистан и Киргизия будут действовать без учета интересов Ташкента, такой сценарий вполне вероятен. Нынешнее узбекское руководство весьма сдержанное, но ведь все может измениться», — считает политолог.
Если Узбекистан решит применить силу, региональные организации, по мнению эксперта, едва ли придут на помощь Таджикистану и Киргизии. “Для участия сил КСОР ОДКБ требуется согласие всех президентов стран-участниц и ратификация решения парламентами, что нереально. Максимум, что могут сделать страны ОДКБ — это проявить инициативу по политическому урегулированию конфликта”, — говорит Князев.
Возможность силового решения Узбекистаном конфликта не исключают и в Душанбе. Таджикский политолог Вафо Ниятбеков считает, что Киргизия и Таджикистан должны быть готовы к любому развитию ситуации, в том числе и вероятным ударам по строящимся гидроузлам. «Но все-таки стоит надеяться, что здравый смысл возобладает. К тому же военный сценарий может всколыхнуть регион», — уверен Ниятбеков.
При этом эксперт добавляет, что узбекская сторона, скорее всего, продолжит применять экономические рычаги давления на Бишкек и Душанбе. Уже сейчас Ташкент блокирует один из участков железной дороги в Таджикистан, а с 1 января 2013 года прекратил поставки Душанбе газа.
Обострения не будет
Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что до войны за воду дело не дойдет. Несмотря на некоторую хаотичность принимаемых решений в странах Центральной Азии, политики все же несут ответственность за возможные последствия силового решения конфликта. “Не надо ожидать еще большего обострения отношений между Ташкентом и Душанбе. Пик уже позади”, — говорит эксперт.
По его словам, в ближайшее время руководство Узбекистана и Таджикистана будет сконцентрировано, скорее, на внутренних проблемах своих государств, нежели на отношениях с соседями. “Ташкент сейчас больше озабочен проблемами транзита власти, а у Душанбе впереди президентские выборы, исход которых тоже предсказать сложно. Поэтому сейчас им нет резона подрывать относительную стабильность в регионе”, — поясняет Дубнов.
Аналитик полагает, что для организации диалога стороны могли бы прибегнуть к помощи посредников. А вот участие арбитров, по его мнению, ни к чему хорошему не приведет, хотя бы потому, что любая из сторон сразу отвергнет решение, которое будет не в ее пользу. “Стоит уповать только на будущее, когда рано или поздно в обеих странах поменяются политические элиты и изменятся ориентиры. Тогда, возможно, начнется прагматичное рассмотрение взаимовыгодного решения проблем. До этого вряд стоит ждать сдвигов. Но войны, уверяю, не будет”, — убеждает Дубнов.
За одним столом
Несмотря на пессимистичные прогнозы, делегация Узбекистана приехала на водный форум в Душанбе. Как считает Дубнов, Ташкент не мог поступить иначе из политических соображений. Игнорирование конференции высокого уровня под эгидой ООН мировое сообщество могло бы расценить как попытку уйти от обсуждения водных проблем. Так или иначе, пусть на два дня, но форум в Таджикистане собрал за одним столом всех участников водных споров в регионе. Хотя ожидаемого компромисса достичь так и не удалось.
Источник: Deutsche Welle
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.