Михаил Шейнкман
История правления великого Сапармурата Туркменбаши теперь как закрытая книга. Его «Рухнама», что еще совсем недавно именовалась «священной», теперь даже не предмет.
Со следующего учебного года «Книга души» (как дословно переводится этот труд) изъята из обязательной школьной программы. Вместо нее впервые введенная в стране 12-летка будет изучать «культурное наследие Туркмении» и «мировую культуру», «основы экономики», «экологию», «информационно-коммуникационные и инновационные технологии», «моделирование и графику». Увеличится количество часов по информатике и иностранным языкам. В общем, все как у детей.
Со следующего учебного года «Книга души» (как дословно переводится этот труд) изъята из обязательной школьной программы. Вместо нее впервые введенная в стране 12-летка будет изучать «культурное наследие Туркмении» и «мировую культуру», «основы экономики», «экологию», «информационно-коммуникационные и инновационные технологии», «моделирование и графику». Увеличится количество часов по информатике и иностранным языкам. В общем, все как у детей.
О «Рухнаме» же говорят, что ее даже факультативом не оставят. В годы правления Ниязова, возведенная на пьедестал национальным достоянием республики, она настолько вжилась в сознание и ментальность, что второй президент Гурбангулы Бердымухамедов лишь через восемь лет после смерти предшественника отважился вывести ее оттуда. Что уже говорит о политической значительности такого шага. Это больше чем отмена марксизма-ленинизма.
В Туркмении это была «вещь посильнее «Фауста» Гете». Она заменяла все — знания, квалификацию, жизнь. История и непревзойденная значимость нации, а также свод нравственных установок от ее отца. «Рухнамой» при его жизни измеряли патриотизм, благонадежность, человеческие качества и моральную состоятельность.
Экзамен по книге являлся обязательным при поступлении на работу, повышении в должности или переаттестации. Хотя не только потому, что ее следовало знать, как «Отче наш», заповеди от Ниязова почитали Библией туркменского народа.
«Священное писание» закрепляло его богоизбранность и, в принципе, исключало веру в кого-либо иного. Бердымухамедов не объявлял борьбу с культом личности, но последовательно и методично сводил его к минимуму, заполняя пространство собой. Может быть, не так напористо и однозначно, как Туркменбаши, но не менее необратимо.
Бердымухамедов убрал отовсюду логотип великого Сапармурата. Вернул привычные названия месяцам, окрещенным при первом правителе так, как ему заблагорассудится. Задвинул на окраину из центра высоченную всю в золоте статую Ниязова, что поворачивалась вслед за солнцем.
За книгу взялся не сразу. Скажем, еще пару лет назад Бердымухамедов лично приказал торжественно и широко отметить ее десятилетие. Как оказалось, это были «пышные похороны». «Рухнаму» постепенно начали выводить из обихода вплоть до изъятия у граждан. Хорошо хоть не жгли.
Так что теперь в Туркмении в почете совсем другой автор. В его творчестве смешалось все — кони, люди, ковры, растения, родственники. Сейчас поговаривают, что правитель настраивает свою музу на монументальный лад. Новым обязательным бестселлером от Бердымухамедова, как ожидается, станет духовное руководство для туркменского народа. Ведь свято место пусто не бывает. А «Рухнама» уже далеко на полке.
Источник: Радио Голос России
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.