Галим Фасхутдинов
Таджикистан призвал мировое сообщество разработать после 2015 года «дорожную карту» для решения водных проблем. Как она может быть реализована в Центральной Азии, выясняла DW.
Инициативу водной «дорожной карты» таджикские власти озвучили на проходившей с 20 по 21 августа международной конференции по водному сотрудничеству в Душанбе. В основу концепции авторы идеи предложили заложить интегрированное управление водными ресурсами на региональном уровне. Сделать это можно будет лишь при эффективном сотрудничестве соседних стран и поиске компромиссов. DW попыталась выяснить, готовы ли государства Центральной Азии к диалогу.
Сотрудничество вместо конфликта
Участниками душанбинской встречи стали 900 делегатов из 70 стран мира. В Таджикистан приехали семь заместителей генерального секретаря ООН, политики и эксперты в области водных проблем. «Этот форум имеет практическое значение. Здесь страны делятся своим опытом водопользования. Лучшие примеры могут быть использованы в регионах, где вода становится не инструментом кооперации, а предметом ожесточенных дискуссий», — отметил DW глава Мирового совета воды Бенедитто Брага.
В качестве примера он назвал сотрудничество стран Латинской Америки и предложил применить аналогичную модель в Центральной Азии, где не прекращаются споры о распределении водных ресурсов. «Бразилия и Парагвай, вместо того, чтобы конфликтовать, совместно работают над вопросами водоснабжения. Тем самым страны сняли все водно-энергетические вопросы», — подчеркнул Брага.
Нехватка воды будет нарастать
К Центральной Азии у участников конференции повышенный интерес, и не только потому, что встреча проходит именно здесь. Как отмечают участники форума, в ближайшие десятилетия в регионе участятся дискуссии из-за воды, поскольку количество водных ресурсов здесь стремительно уменьшается. Из-за глобального потепления климата размеры ледников за последние полстолетия здесь сократились на треть. При этом потребности в водных ресурсах выросли в несколько раз.
«Площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась с 2,2 миллиона гектаров в начале ХХ века до 9 миллионов сегодня. Численность населения выросла с 20 миллионов в 1956 году до 63 миллионов в 2010-м», — сообщил в своем докладе президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Он призвал соседние страны к разработке «дорожной карты», позволяющей адаптироваться в условиях дефицита воды и прироста населения. Речь, в частности, идет о новых проектах в области эффективного водопользования с привлечением инвестиций и новых технологий.
Соседи по региону необходимость сотрудничества понимают, но на диалог идут неохотно. Сейчас по оценкам ПРООН, из отсутствия сотрудничества в водной сфере регион ежегодно теряет 1,75 миллиарда долларов. “Выгоды же от эффективного взаимодействия для региона могут составить до 5 процентов прироста ВВП от регионального значения”, — рассказал DW первый заместитель министра мелиорации и водных ресурсов Таджикистана Султон Рахимов.
Вода — политический вопрос
По мнению наблюдателей, распределение водных ресурсов в Центральной Азии уже давно является не только экономическим и экологическим, но и политическим вопросом. Почти 10 лет в регионе спорят о гидроэнергетических проектах Таджикистана и Киргизии, против которых выступает Узбекистан. Бишкек намерен ввести в строй Камбаратинскую ГЭС, а Душанбе — Рогунскую станцию.
В Таджикистане говорят, что заполнение рогунского водохранилища будет соответствовать лимиту, отведенного республике по региональным соглашениям. «Из ствола рек по Амударье Таджикистан имеет право забирать 9,5 кубических километра. Сейчас страна берет для своих нужд только 7,2 кубических километра. Бывают годы, когда мы недобираем до 2 кубокилометров. Именно этот запас и будет использован при заполнении водохранилища в Рогуне», — подчеркнул Султон Рахимов.
Позицию Ташкента в отношении энергетических проектов соседних стран в интервью DW озвучил заместитель министра сельского и водного хозяйства Узбекистана Шавкат Хамраев. «Любое строительство, связанное с использованием воды, не должно наносить ущерб соседним странам, в частности, влиять на режим стока рек», — заявил глава узбекской делегации.
Он сообщил, что в последнее время, в том числе, в 2013 году, Ташкент констатировал изменение режима стока рек. «В связи с этим некоторые регионы Узбекистана недополучали воду», — отметил Хамраев. И добавил, что в ближайшие четыре года Ташкент планирует направить около 1 миллиарда долларов на повышение у себя эффективности использования водных ресурсов и улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель.
Источник: Deutsche Welle
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.