Виталий Волков
Все больше иностранных боевиков воюют на фронтах в Сирии. Как и почему среди них оказываются добровольцы из Центральной Азии? DW обратилась за разъяснениями к экспертам.
В рядах вооруженной оппозиции в Сирии воюют от двух до пяти с половиной тысяч иностранных боевиков — такие цифры в июне 2013 года привели эксперты лондонского международного Центра изучения исламской радикализации ICR. По сведениям, озвученным 19 сентября руководством ФСБ РФ, в числе иностранных наемников в Сирии могут находиться около 300-400 боевиков из России. Численный состав жителей стран Центральной Азии, воюющих в Сирии против войск Башара Асада и шиитских отрядов, пришедших ему на помощь из Ирака, Ливана и Ирана, эксперты оценить не берутся.
В Сирию — из Киргизии
Впрочем, количество иностранных боевиков в Сирии — величина не постоянная. Неизвестно число погибших, воевавших в суннитских исламистских отрядах, и иностранцев, занявших их место. Однако специалисты отмечают растущий интерес в участии в сирийской войне среди так называемого «вербовочного контингента» в России, странах Центральной Азии и Европы. В интервью DW сотрудник британского аналитического центра RUSI Майкл Стефенс сообщил, что в Сирию для свержения там светского режима устремляются исламисты как из арабских стран, так и из Европы и Азии.
В свою очередь, координатор евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова отмечает, что мобилизация исламских террористов в сирийском конфликте происходит гораздо активнее, чем в подобных конфликтах последнего времени, включая Ливию и Мали. По словам эксперта, соответствующая идеологическая обработка «контингента» ведется во всех без исключения республиках Центральной Азии. В Киргизии на этот процесс обратили внимание не только спецслужбы, но и депутаты парламента. «Несколько десятков жителей Киргизии уже воюют в Сирии, еще десятки ожидают переброски туда в Турции или в Афганистане и Пакистане. Недавно группа молодых людей, отправившихся в Сирию через Турцию, была там перехвачена и возвращена домой», — рассказывает Наталья Харитонова в интервью DW.
Что влечет добровольцев в Сирию
Притягательность участия в войне в Сирии для жителей Центральной Азии наблюдатели объясняют по-разному. По мнению одних, говорит Наталья Харитонова, причиной является безысходность жизни на родине — бедность, отсутствие социальных благ, коррупция и безнаказанность власть имущих. При этом другие указывают на следующий феномен — среди добровольцев как раз много молодых людей из состоятельных семей. Для них важным аргументом служит призыв участвовать в «справедливой войне» суннитов против шиитов.
В Казахстане проблема вербовки в Сирию широко обсуждается в СМИ. По данным издания Asia Times Online, выпускаемого в Гонконге, в одном только Атырау насчитывается около пяти тысяч салафитов. Среди них идет активный набор добровольцев в ряды сирийского повстанческого войска. По информации Asia Times Online, только в июне 2013 года спецслужбы Казахстана арестовали 8 граждан страны, готовившихся отправиться в Сирию воевать. По данным казахского аналитика Тимура Козырева, озвученным им в июле в интервью местному информационному агентству ИА «Закон», в рядах повстанцев уже находятся более сотни казахстанцев.
Все, кроме Туркмении
Единственная страна Центральной Азии, которая не признает того факта, что ее граждане сражаются в рядах сирийской оппозиции, это Туркмения, отмечает эксперт Наталья Харитонова. Ашхабад пытается уклониться от такого признания, несмотря на то, что зарубежные СМИ обнародовали убедительные свидетельства присутствия граждан этой страны в рядах повстанцев. Источник DW в Туркмении на условиях конфиденциальности подтверждает, что из этой республики в Сирию постоянно отбывают добровольцы, и Ашхабаду известно об этом. Они либо направляются в Турцию (которая является перевалочным пунктом для граждан из стран СНГ, стремящихся воевать на стороне сирийских повстанцев), либо вначале едут в лагеря подготовки боевиков ИДУ в Афганистане и Пакистане, а уже оттуда различными маршрутами присоединяются к различным джихадистским группировкам в Сирии.
Эксперт немецкого Фонда науки и политики Гидо Штайнберг в интервью DW высказал мнение, что основной «вербовочный контингент» для Сирии составляют выходцы из Центральной Азии, проживающие в Турции. Наталья Харитонова в этой связи указывает на то, что поток трудовых мигрантов из стран центральноазиатского региона в Турцию не иссякает. По ее словам, эксперты в области борьбы с терроризмом, говоря о конфликте в Сирии, советуют также обратить внимание на гастарбайтеров из Центральной Азии, живущих в России. «Эта миграция имеет сейчас побочный эффект — вербовщики экстремистских организаций с Северного Кавказа, давно укоренившиеся в России, все активнее работают в среде мигрантов из Центральной Азии. В том числе и для вербовки в Сирию», — утверждает Наталья Харитонова.
Власти всех республик региона по мере своих сил пытаются препятствовать тому, чтобы граждане их стран пополняли ряды сирийских повстанцев. Они опасаются, что рано или поздно боевики вернутся домой изрядно радикализированными и с идеей распространения джихада у себя на родине. И боязнь эта не беспочвенна. Так, 16 сентября Государственный комитет национальной безопасности Киргизии обнародовал информацию об аресте в республике группы боевиков, направленной из Сирии в Ош и в Бишкек террористической организацией «Союз исламского джихада» для совершения там резонансных терактов во время сентябрьского саммита ШОС. Арестованы гражданин Казахстана и два жителя Киргизии, ранее воевавшие в Сирии против правительственных войск.
Источник: Deutsche Welle
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.