Си Цзиньпин, новый президент Китайской Республики, совершил особо длительную поездку по Центральной Азии в этом месяце, с 3 по 13 сентября. Он начал свой визит с Туркменистана, где подписал новые газовые контракты…, обеспечив безбедное будущее для своей страны в бывшей Советской республике.
Визит Си Цзиньпина в Туркменистан, состоявшийся 3 сентября, вероятно, запомнится как переломный момент в китайско-туркменской истории. По крайней мере, он имеет символическое значение, а мы знаем, какую важную роль символы играют в политике. Во время своего визита Си Цзиньпин и его туркменский коллега Гурбангулы Бердымухаммедов подписали совместное заявление, «которое поднимет отношения двух стран до уровня отношений стратегического партнерства». «Это знаменательное событие, так как для Пекина это не просто пустой документ. Он узаконит присутствие Китая в Туркменистане. На сегодняшний день баланс внешней торговли Китая с Туркменистаном в шесть раз превышает торговый баланс между Туркменистаном и Россией. Поразительно наблюдать, как Китай усилил свое присутствие в регионе с 2008г.», — отмечает Тиерри Келлнер, специалист по отношениям Китая и Центрально-азиатского региона в Брюссельском свободном университете.
Однако, новый статус, который получил Китай в этом месяце в Ашхабаде, также основывается на подписанных контрактах в энергетическом секторе. Были заключены три важных сделки. Согласно первой договоренности, Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) и концерн «Турменгаз» подписали контракт о покупке 25 млрд кубометров газа в год в дополнение к уже подписанному договору на поставку 40 млрд кубометров в год. Таким образом, вероятно, что к концу десятилетия годовой объем поставок газа в Китай вырастет до 65 млрд кубометров. В прошлом году объем поставок газа через газопровод Центральная Азия – Китай, запущенного в эксплуатацию в 2009г., составил 21.4 млрд кубометров. В рамках второго соглашения Китай обещал профинансировать вторую фазу разработки газового месторождения Галкыныш, которое может стать вторым по величине газовым месторождением в мире. Третье соглашение – строительство нового трубопровода Туркменистан-Китай. Еще один важный момент – это соглашение на строительство перерабатывающего комплекса мощностью 30 млрд кубометров в год.
Эксперты подчеркивают, что Китай намерен финансировать вторую фазу проекта Галкыныш в качестве гарантии своих долгосрочных обязательств в Туркменистане, хотя подробности пока неизвестны. Однако, речь идет не только о сотрудничестве в энергетической сфере. Визит Си Цзиньпина в Центральную Азию «во многом можно охарактеризовать как «исторический». Си Цзиньпином предложена новая стратегия Китая в регионе. Вместо довольно откровенной концепции создания свободной экономической зоны на пространстве ШОС Си Цзиньпин предложил более расширенную концепцию «создания экономического пояса на Шелковом пути», — считает Констатин Сыроежкин, старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ). Действительно, на конференции в университете имени Назарбаева в Астане китайский лидер предложил углубить и диверсифицировать сотрудничество Китая с Центрально-азиатским регионом. Жизнь покажет, воплотиться ли эта идея в жизнь.
Со стратегической точки зрения Пекин укрепляет свои позиции в Центральной Азии и Туркменистане. Например, строительство четвертого газопровода через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан позволит Китаю меньше зависеть от транзита газа через Казахстан. Вместе с тем, Китай предоставляет Таджикистану и Кырзызстану, которые больше не хотят зависеть от Узбекистана и Казахстана в вопросах поставок газа, новые дополнительные возможности по покупке газа и пополнении своих бюджетов. В этом отношении Ашхабад сможет установить более тесные связи со своими соседями благодаря Китаю. Кроме того, «нельзя исключать и того, что Китай приблизился к реализации еще более амбициозных планов, выходящих за рамки региона, а именно: сделал очередной важный шаг в плане формирования транспортно-энергетического моста с Ираном», — считает Владимир Парамонов, руководитель проекта «Центральная Азия» в Ташкенте.
Разрушительном ли образом сказываются усиливающиеся позиции Китая в Центрально-азиатском регионе на позиции России? «Пекин воплощает принцип «больше бизнеса, меньше политики». Это в значительной степени поможет уменьшить влияние России. Тем более, что координация между Москвой и Пекином в Центральной Азии остается высокой. В этой связи, Китай, по большому счету, лишь заполняет те ниши, которые в свое время оставила Россия после распада СССР», — заявляет Парамонов.
Несомненно, Пекин доволен своим новым статусом в Туркменистане. А какова точка зрения официального Ашхабада? Очевидно, что Туркменистан становится более зависимым от Китая в экономическом плане. В последние два-три года в Ашхабаде ходят слухи, что китайские заказчики пытаются договориться о снижении цен на импортируемый газ. Но голубое топливо из Центральной Азии также представляет ключевой интерес для Китая, особенно туркменский газ. На сегодняший день Туркменистан является крупнейшим зарубежным поставщиком природного газа в Китай, с долей импорта 51.4% согласно данным, опубликованным в статистическом обзоре по мировой энергетики, проведенном компанией BP.
«Необходимо отметить, что энергетический фактор стал более важным в этом году, когда ухудшение экологической ситуации в Китае достигло угрожающего уровня. Администрация Си Цзиньпина признает, что это политическая и социально-экономическая проблема, которая требует незамедлительного решения. В прошлом году легитимность коммунистической партии была поставлена под сомнение в связи с делом Бо Силая, и ее необходимо укрепить. В этой связи улучшение качества атмосферного воздуха является приоритетом. Газовые поставки приобрели еще большую значимость в то время, когда Пекин пытается снизить свою зависимость от угля. Поэтому соглашения, подписанные в Центральной Азии, не исключают подписания прочих с Россией», — считает аналитик Eurasia Group Майкл Мейдан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.