воскресенье, 27 октября 2013 г.

Закон суров, но цензура суровее

Накануне празднования Дня независимости в Туркменистане введены новые порядки цензурирования публикаций в прессе. Независимо в каком изсредств массовой информациибудет опубликована статья, предварительно ее должно проверить министерство, в чьем ведомстве находятся вопросы, изложенные в этой статье.
Скажем, если журналист написал статью о школе, то эта статья должна быть одобрена министерством образования, статья о животноводах одобряется (или не одобряется) в министерстве сельского хозяйства и т.д.

В конце декабря 2012 года вступил в силу Закон Туркменистана о средствах массовой информации. В этом законе говорится о недопустимости цензуры и вмешательства в деятельность средств массовой информации со стороны государства. И как бы подтверждая серьезность намерений в области свободы СМИ, в феврале 2013 года, президент страны отказался быть учредителем всех печатных СМИ в стране и заявил, что учредителями должны быть соответствующие тематике изданий министерства и ведомства.
На деле однако свободы не получилось, скорее наоборот. Министры и руководители ведомств, испугавшись ответственности, поручили своим заместителям «зорко следить» за переданными в их руки СМИ, чтобы «Не дай Аллах, эти журналисты не написали что-то неправильное!». В итоге, кроме руководства редакции, которое ранее подчинялось напрямую президенту и осуществляло самоцензуру, появилось еще одно контролирующее лицо — заместитель министра.
Теперь же, с октября текущего года введена практика «перекрестной цензуры». Работу журналистов проверяет не только редакция и заместитель «своего» министра (скажем «А»), но и еще одно министерство («Б»), интересы которого задеты в статье. И наоборот, если СМИ, принадлежащее министерству «Б», готовит публикацию на темы, подконтрольные министерству «А», то те, соответственно отправляются на утверждение коллегам из министерства «Б».
В дополнение к Комитету по охране государственных тайн в печати и структурам в спецслужбах, осуществляющим цензуру СМИ, нынешнее нововведение создает уже совсем абсурдную ситуацию для прессы, фактически лишая ее возможности осуществлять новостные и информативные функции.
«Написал заметку о готовящемся открытии выставки кыргызских художников в Ашхабаде, но пока статью утверждали в минкультуре, актуальность свою она потеряла, — сетует один из журналистов, — и ее не опубликовали, хотя минкульт, в итоге, одобрил текст».
Со времени вступления в силу закона о СМИ, не зарегистрировано ни одной независимой газеты или журнала. «Беспрепятственный доступ граждан Туркменистана к сообщениям и материалам иностранных средств массовой информации», гарантированный законом не осуществляется, так как по-прежнему физические лица не имеют возможности выписывать иностранную периодику. Практически все сайты, публикующие критику в адрес туркменских властей, а так же большая часть социальных сетей, в стране заблокированы.
Новый закон о СМИ запрещающий цензуру, менее чем за год своего существования, доказал свою полную несостоятельность, а цензура — свою живучесть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.