пятница, 11 октября 2013 г.

Будущее Афганистана (III)

Николай Бобкин
В Вашингтоне не исключают получение стратегических выгод и в том случае, если предстоящий вывод войск НАТО из Афганистана приведет к развитию ситуации в этой стране по сирийскому сценарию. Контролируемый хаос — испытанное средство. Грядущая гражданская война в Афганистане позволит американцам влиять на ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, сохранять напряженность у границ Ирана, обострять отношения Индии с Пакистаном. Наконец, США оставляют за собой плацдарм для давления на Центральную Азию. С 2024 года Афганистан снова обещает превратиться в одну из главных проблем безопасности России:

Россия с партнерами по ОДКБ в срочном порядке инициирует принятие мер, назревших, как говорится, ещё вчера. В конце сентября в Сочи раньше графика был созван саммит Организации, на котором Россия взяла на себя председательство в ОДКБ досрочно. Лидеры Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана совместно с Россией занялись организацией практического взаимодействия. Хочешь мира — готовься к войне. Начали с решения наиболее важных проблем.
Нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала 1 октября соглашение о дислокации в Таджикистане 201-й российской военной базы. По этому соглашению, которое было подписано 5 октября 2012 года президентами РФ и РТ, российская военная база будет дислоцироваться в Таджикистане до 2042 года. Предусматривается, что база обеспечивает защиту интересов России и совместно с местными вооруженными силами — безопасность Таджикистана. В эти же дни Россия начинает выполнять свое обещание о предоставлении Таджикистану военной помощи на сумму в 200 миллионов долларов. Решено безвозмездно передать вооружённым силам Таджикистана авиационную технику и большое количество грузов военно-технического назначения.
Эксперты в числе очередных мер называют необходимость размещения российских пограничников на таджикско-афганской границе, которая растянулась почти на 1500 км и охраняется всего лишь 16 тысячами таджикских пограничников. Без помощи России таджикские власти не справятся с потоком беженцев и с натиском вооруженных бандформирований. Восемь лет назад российские пограничники оттуда ушли, оставив лишь оперативную группу, состоящую из нескольких десятков офицеров. С тех пор ситуация резко поменялась в худшую сторону. Вдоль границы с Таджикистаном возникают новые зоны нестабильности, растет влияние экстремистских группировок, увеличилось число лагерей подготовки боевиков из числа граждан стран-членов ОДКБ.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Сочи призвал Организацию к совместным действиям по усилению охраны границы с Афганистаном. Среди российских военных и политиков есть немало сторонников возвращения в Таджикистан контингента пограничных войск РФ. Вместе с тем генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, по сути, выступил против таких планов. По его мнению, Таджикистану необходимо лишь оказывать помощь в подготовке кадров для погранвойск, в техническом оснащении застав, а также обучать тактическим приемам охраны границы в условиях горной местности.
В готовящемся соглашении о партнерстве США — Афганистан предусматривается оставить за США после вывода международного контингента право доступа к девяти базам на территории Афганистана на случай резкого ухудшения обстановки и необходимости экстренной помощи правительственным войскам. Речь идет о базах в Кабуле, Мазари Шарифе, Джалалабаде, Гардезе, в провинциях Кандагар, Гильменд, Герат и об аэродроме Баграм. Приграничного с Таджикистаном города Кундуз в этом перечне нет, зато он стал первым крупным населенным пунктом, переданным под контроль силам безопасности Афганистана. Буквально на днях состоялась церемония передачи контроля, в которой приняли участие министры обороны и иностранных дел ФРГ. Кундуз вошел в историю вооруженных сил Германии. За 10 лет в этой афганской провинции прошли службу около 20 тыс. солдат бундесвера. После Второй мировой войны ни в каком другом месте земного шара не погибло столько немецких солдат, сколько в этом районе Афганистана.
Соглашение о присутствии на территории Киргизии объединенной российской военной базы <Кант> ратифицировано парламентами обеих стран. Российские военные останутся в Киргизии как минимум еще на 20 лет. Россия собирается расширять и развивать базу, превращая её в настоящий форпост ОДКБ в Центральной Азии. На сегодняшний день авиабаза в Канте укомплектована бомбардировщиками Су-24, штурмовиками Су-25, истребителями Су-27СМ, а также группировкой вертолётов военной авиации. Очередные совместные учения российской авиации и войск Киргизии и Таджикистана начались буквально на следующий день после саммита, 24 сентября 2013 года.
В контексте угроз, связанных с ожидаемой активизацией сил терроризма и экстремизма в Афганистане, нельзя забывать, что с территории Киргизии в отношении ферганских областей Узбекистана ранее осуществлялась подрывная деятельность Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Нужно признать также, что для властей Киргизии остается сложным контролировать ситуацию на юго-западе страны, населенном преимущественно узбеками. Из местного населения по-прежнему вербуются боевики для пополнения ИДУ. Афганский поток наркотиков на территорию Узбекистана и Казахстана идёт как из Таджикистана, так и преимущественно из Киргизии.
Казахстан поддерживает укрепление таджикско-афганской границы и укрепление военного присутствия в Киргизии, а принимаемые сейчас меры считает жизненно важными для ОДКБ. В Астане, несмотря на удаленность страны от афганской границы, разделяют обеспокоенность возможностью дестабилизации Центральной Азии, руководство Казахстана выступает в поддержку Таджикистана и Киргизии в интересах собственной же безопасности. Среди приоритетов военной политики Казахстана — коллективная защита воздушного пространства Центрально-Азиатского региона, дальнейшее развитие и укрепление Коллективных сил, а также усиление борьбы с наркобизнесом. За годы независимости на территории Республики Казахстан не было кровавых конфликтов, но все эти годы особой мишенью террористов является вышедший из ОДКБ соседний Узбекистан, с которым у Астаны есть договор, касающийся стратегического партнерства. Вместе с тем Казахстан — член ОДКБ, а Узбекистан пытается строить отношения с Соединёнными Штатами.
Совсем недавно отношения между США и Узбекистаном представлялись испорченными навсегда. Белый дом осудил действия властей по подавлению оппозиционного митинга в Андижане в 2005 году. Окончательный разрыв американских связей с Ташкентом представлялся неизбежным. Однако сейчас Вашингтон реабилитировал Ислама Каримова и не исключает возможности оставить часть выводимого из Афганистана контингента на территории Узбекистана. Декларации о <демократических ценностях>, разговоры о нарушениях прав человека и преследованиях инакомыслящих в Узбекистане уступают место стремлению Вашингтона остаться в Центральной Азии.
Делая ставку на Узбекистан, США не только преследуют цель сохранить плацдарм своего влияния на Афганистан, но и пытаются сорвать процессы интеграции стран Центральной Азии с Россией. Во всяком случае, неучастие Ташкента в оборонных мероприятиях ОДКБ должно компенсироваться американскими гарантиями и западным оружием. То, что в отношении Узбекистана действует эмбарго на закупки оружия в Европе и США, Ташкент нисколько не смутило, узбекское руководство обратилось с просьбой к НАТО оставить после ухода из Афганистана ему технику и вооружения, пусть даже подержанные. Ташкент заинтересован также в обеспечении себе с американской помощью привилегированного места на севере Афганистана за счет проживающих там этнических узбеков. В роли <ключевого союзника США> в Центральной Азии Узбекистан уже был, насколько долгой окажется дружба с Вашингтоном на этот раз, пока судить сложно, как сложно быть уверенным в скором и полном уходе США из Афганистана.
Намеки на вывод контингента НАТО до открытия <сезона боев> весной 2014 года — пробный шар, в том числе и с целью прозондировать намерения России в отношении Афганистана. Россия дожидаться окончательного вывода войск ISAF не стала, <проверка боем> с афганской территории возможна уже в ближайшие месяцы. Пример Кении, где пришедшие из другой страны боевики устроили кровавое побоище, — не просто инцидент, это уже тенденция. А Афганистан, которому военное вмешательство Вашингтона под флагом <войны с международным терроризмом> умиротворения не принесло, — одно из наиболее уязвимых государств мира. Мы снова пожинаем плоды стратегии военного доминирования США. В этих условиях Россия вынуждена взять на себя геополитическую миссию и противостоять на своих южных рубежах опасному американскому сценарию <перехода Большого Ближнего Востока от состояния дуги нестабильности к дуге свободы>.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.