понедельник, 18 ноября 2013 г.

В гости к яшули

Нургозель Байрамова
Кроме общности культурных традиций и духовных ценностей Туркменистан и Узбекистан объединяет одинаковый подход к проблемам соблюдения прав человека, а также схожий характер правления, осуществляемого президентами Бердымухаммедовым и Каримовым.

На днях туркменские средства массовой информации сообщили о дате официального визита президента Гурбангулы Бердымухаммедова в Узбекистан — 24-26 ноября. Сообщение было опубликовано после состоявшегося в пятницу заседания Кабинета министров Туркменистана, на котором, в том числе, обсуждались вопросы, связанные с предстоящей встречей с президентом Исламом Каримовым. Заслушав отчет главы МИДа Рашида Мередова, Бердымухаммедов отметил значение предстоящего визита, «призванного вписать новую важную главу в историю конструктивного межгосударственного диалога», особо подчеркнув «нерушимые узы дружбы и добрососедства», а также исторически сложившуюся «общность культурных традиций, духовных и гуманистических ценностей, издавна связывающих туркменский и узбекский народы», и «солидный потенциал сотрудничества».
Однако кроме общности культурных традиций и духовных ценностей эти две центральноазиатские страны объединяет одинаковый подход к проблемам соблюдения прав человека, а также схожий характер правления, осуществляемого президентами Каримовым и Бердымухаммедовым. Именно этим объясняются те процессы, которые происходят внутри стран, руководство которых предпочитает лишь говорить о демократизации и равноправии, на деле осуществляя жесткую политику всевозможных запретов и репрессий против инакомыслящих.
Безусловно, узбекские власти действуют более изощренно и, можно сказать, более откровенно и цинично. Туркменские же больше стараются произвести впечатление «белых и пушистых» и, скажем откровенно, им это неплохо удается именно в силу существующих «специфических» особенностей: независимых журналистов в стране нет, правозащитников — нет, оппозиции тоже нет. Кто же может оказать сопротивление властям: простые труженики, многодетные матери, «почетные старейшины» или «студенческая молодежь»?! Все эти, а также и другие категории граждан вынуждены держать рот на замке, ключ от которого находится в руках президента Бердымухаммедова. Этим достигается стабильность общества, которому можно говорить все, что угодно… властям, не опасаясь получить отпор или вызвать какую ни на есть ответную негативную реакцию.
У Ислама Каримова иные методы: он как бы слегка ослабляет бразды правления, делает вид, что мирится с критическими статьями в независимой прессе, идет на сотрудничество с международными правозащитными организациями — словом, дает необходимый выход гражданскому «пару», а потом так натянет вожжи, что никому мало не покажется. Примером такого «сотрудничества» могут послужить отношения правительства Узбекистана к Международному Комитету Красного Креста, который вынужден был прекратить посещение наблюдателями узбекских тюрем из-за нарушения властями подписанного соглашения и бесцеремонного их вмешательства в деятельность организации. Как заявил представитель МККК, власти Узбекистана запретили сотрудникам организации беседовать с заключенными тюрем с глазу на глаз, выясняя условия их содержания, что является обычной процедурой МККК, применяемой им более чем в 70 странах мира. Лишение сотрудников комитета возможности получить объективные данные о ситуации в пенитенциарных учреждениях Узбекистана вынудило руководство МККК прервать посещения ввиду их бесполезности. Таким образом, благородная гуманитарная деятельность одной из крупнейших международных организаций была сведена к борье с правовой безграмотностью среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Однако, судя по поступающим от правозащитников сведениям о произвольных задержаниях, издевательствах и пытках в узбекских тюрьмах, в подобной деятельности также мало толка.
Что же касается Туркменистана, то его власти и не думали допускать представителей МККК к заключенным, даже для простого визуального контакта, не говоря уже о беседах «с глазу на глаз». Но чтобы все выглядело «как у людей», показали строящуюся новую женскую колонию, оснащенную «по европейским стандартам», в то время еще без наличия «контингента», а также, предварительно проведя соответствующую подготовку, разрешили (!) посетить исправительную колонию для несовершеннолетних и лечебно-трудовой профилакторий. В остальное время деятельность организации власти благополучно свели к организации обучающих курсов, «круглых столов», тренингов и семинаров, работе по ознакомлению чиновников с нормами международного гуманитарного права, посещению Национального института демократии и прав человека, Министерства иностранных дел и других госучреждений, а также беседам с сотрудниками местных отделений, которые вряд ли могли сообщить что-либо конкретное о состоянии пенитенциарной системы, так как и с ними разговоры «с глазу на глаз» также, мягко говоря, не приветствовались.
В отношении международной организации Human Rights Watch (HRW) власти Узбекистана поступили еще более радикально: Верховный суд принял решение о закрытии представительства этой международной организации, работавшей в стране с 1996 года, без предъявления каких-либо веских причин. Достаточно оказалось заявить, что «в деятельности представительства HRW в Узбекистане отмечается устойчивая практика несоблюдения требований национального законодательства». Фактическое же «выдавливание» правозащитников началось значительно раньше: в 2007 году узбекские власти отказались продлевать аккредитацию тогдашнему руководителю HRW Андрее Берг, затем также поступили с ее преемницей Мирой Риттман, позже официально было отказано в аккредитации Стиву Свердлоу.
«Выгоняя Human Rights Watch, правительство Узбекистана ясно дает понять, что оно не желает мириться с критикой ситуации в области прав человека, — заявил исполнительный директор HRW Кеннет Росс. — Но мы не собираемся мириться с этим и, как и раньше, будем готовить доклад о злоупотреблениях в этой области в Узбекистане».
В Туркменистане, при всей его «приверженности международным нормам и соблюдению прав человека», даже простое упоминание Human Rights Watch или, скажем, Amnesty International может быть приравнено к измене Родине. Ссылаться на эти «крамольные» организации могут себе позволить только отведавшие изрядную долю их критики глава МИД Рашид Мередов или его правая рука — небезызвестный «Супер iPad» Вепа Хаджиев  — да и то все больше с нецензурными комментариями. Тем не менее, деятельность этих организаций, направленная на защиту прав человека в Узбекистане и Туркменистане, можно сказать, не прекращается ни на минуту, не зависимо от того, нравится это местным властям или нет. При этом в обеих странах находится достаточное число идентичных нарушений, которые требуют незамедлительного вмешательства не только неправительственных организаций, но и ООН.
«Чрезвычайно высокий уровень репрессий в Узбекистане и Туркменистане, в совокупности с отказом правительств этих государств признать существование данной проблемы, подчеркивает необходимость жесткого совместного заявления, — было отмечено HRW на слушаниях по ситуации в Узбекистане и Туркменистане в Совете ООН по правам человека. — Ашхабад и Ташкент должны громко и ясно услышать, насколько неприемлема ситуация с правами человека в их странах, и какие конкретные изменения они должны сделать». Ранее правозащитники призывали Совет ООН «обнажить и осудить репрессии, имеющие место в обеих странах» и оказать на них давление «с целью положить конец злоупотреблениям».
Одинаково ненавистны и Каримову, и Бердымухаммедову также и независимые журналисты. Но если в Туркменистане главное — не дать возникнуть этой неуправляемой категории граждан, то в Узбекистане приходится ее жестоко искоренять. Еще в бытность Сапармурада Ниязова местные туркменские журналисты отлично усвоили «правила игры», не позволяющие правдиво писать о том, что волнует общество, а его преемнику осталось лишь «заполировать» реальность принятием закона «О средствах массовой информации», провозгласившего формальную свободу СМИ. В Узбекистане же борьба идет со свободой СМИ более-менее реальной. И хотя методы этой борьбы далеко не новы, их используют и по сей день, выставляя независимых журналистов мошенниками, наркоманами, хулиганами, насильниками и т.д., и т.п.
Один из последних вопиющих фактов — дело по обвинению журналиста и правозащитника Сергея Наумова в хулиганстве и содержание его под стражей в течение двух недель. Поводом к задержанию послужило обвинение, выдвинутое некой гражданкой, в том, что Наумов якобы, столкнувшись с ней на одной из улиц Ургенча, стал оскорблять ее и «хватать руками». Разумеется, нашлись и свидетели «преступления», подтвердившие, что Наумов действительно пытался унизить женщину, однако в протоколе судебного заседания их фамилии почему-то отсутствовали.
Сергей Наумов известен в Узбекистане и за его пределами своими публикациями, в частности, об использовании детского труда при сборе хлопка. Поэтому не вызывает сомнения, что предпринятая против него «акция по защите чести и достоинства женщины» была инициирована с целью заставить его замолчать. В поддержку Наумова выступили международные правозащитные организации, а ОБСЕ потребовала от властей Узбекистана объяснений по этому делу.
Подобная история произошла в 2009 году в Туркменистане с экологом и гражданским активистом Андреем Затокой. Он тоже якобы толкнул, но не женщину, а мужчину и не на улице, а на базаре. Правда, в отличии от Наумова, причинившего женщине «моральную травму», Затока, как утверждалось на суде, нанес здоровью потерпевшего «умышленное причинение вреда средней тяжести», за что и получил пять лет. При этом судья не обратил внимания на то, что рука у «потерпевшего» была сломана в мае, а столкнулся с ним Затока… в октябре.
Так может быть, правы составители рейтинга мировых диктаторов, поместившие Бердымухаммедова на 5-е место, а Каримова — лишь на 7-е? Не означает ли это, что относительно молодой 56-летний «президент-реформатор» Курбанкули Бердымухаммедов, титулованный «Аркадагом», обошел-таки по части борьбы с инакомыслием опытного 75-летнего Ислама Абдуганиевича, руководящего своей республикой аж с 1989 года?!
Между тем, авторитет Каримова признается даже его идейными и политическими противниками. Так, бывший политзаключенный, заместитель председателя оппозиционной партии Узбекистана «Бирлик» Пулат Ахунов заявляет: «Не хочу огульно ругать все, что было сделано в период правления Ислама Каримова. Конечно, были и хорошие дела, и правильные поступки. Но результат, который мы имеем, отсталость Узбекистана от своих соседей в регионе почти по всем показателям, катастрофическое положение экономики страны, — все это перевешивает былые достижения республики. Все, что можно было сделать, Ислам Каримов уже сделал, и, наверное, больше ничего нового, позитивного для народа уже не сотворит. Впрочем, он может прекратить преследование оппозиции, не мешать ее возрождению и самостоятельно принять решение не участвовать в следующих президентских выборах [в 2015 году]». «Я считаю, — говорит узбекский оппозиционный политик, — что мы должны дать Исламу Каримову шанс уйти достойно».
Разговоры о преемнике Ислама Каримова идут уже давно. Сегодняшний расклад политических сил в стране демонстрирует многовекторность. Ну, прямо как энергетическая политика Бердымухаммедова! Здесь и глава Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов, и старшая дочь Каримова Гульнара — бизнес-магнат и поп-звезда «Гугуша», и премьер-министр Шавкат Мирзияев, и его заместитель Рустам Азимов. Активно распространяются слухи об ухудшении здоровья Каримова, муссируется информация о внутрисемейном конфликте, вызванном то ли необъятными финансовыми аппетитами «Гугуши», то ли уличением ее в контактах с оппозицией, то ли еще в чем-то, что вызвало законный гнев отца и некоторые силовые санкции против ее друзей и ее бизнеса.
Более того, в середине ноября Ислам Каримов выступил на заседании парламента с неожиданной инициативой, официально названной «Концепцией углубления демократических реформ и формирования гражданского общества», произведшей буквально эффект разорвавшейся бомбы. Как сообщает «Радио Свобода», он «буквально потребовал следующую поправку к Конституции: »При невозможности исполнения действующим Президентом страны своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом »О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны»». «Ислам Каримов предлагает то, что в самых кошмарных снах может померещиться его коллегам, скажем, в Казахстане или Туркменистане. Ведь вопрос передачи власти для любого президента в Центральной Азии в принципе решен уже самой природой этой власти. Никто никому не собирается эту власть отдавать ни после смерти, а уж тем более при жизни», — пишет обозреватель «Свободы» Александр Народецкий. — Остается только разгадывать всю скрытую подноготную затеи, которую объявил своей политической элите и всему миру Ислам Каримов. Причем этот замысел был упакован в самую прогрессивную либерально-демократическую риторику».
Нет, не зря его признали самым хитрым среди центральноазиатских президентов! Похоже, что сбрасывать со счетов Ислама Абдуганиевича еще рано.
Вот в такую непростую для Узбекистана и его главы пору планирует свою поездку в Ташкент президент Туркменистана. Безусловно, переплетение внутрисемейных и внутригосударственных противоречий, где сам Всевышний не разберет, кто с кем и кто против кого, не может не сказаться на ходе переговоров, хотя бы в силу того, что, как ни крути, в их центре находится, мягко говоря, пожилой человек, которому будет противостоять (вернее, противосидеть!) молодящийся жокей-велосипедист, всем своим бодрым видом олицетворяющий могущество и счастье.
… Однажды, во время своего первого визита в Узбекистан и дружеской встречи с Исламом Каримовым Бердымухаммедов, видимо, желая сделать приятное собеседнику, приглашая его в Ашхабад, заметил при этом, что Ислам Абдуганиевич может приехать «как президент», а может и просто «как яшули». Этот достаточно неуклюжий комплемент Каримов парировал немедленно: «Яшули — это самый почетный человек. Если меня уважают в Узбекистане как президента, то должны одновременно, может, даже больше, уважать как яшули».
Источник: Гундогар

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.