вторник, 31 декабря 2013 г.

Новогодние заметки. Праздник без границ

Несколько лет назад я постаралась из русской деревни успеть домой в Ашхабад к вечеру 31 декабря и только тут сразу же окунулась в разудаль новогоднего праздника. Наутро увидела сотни Дедов Морозов, у которых из-под халатов виднелись солдатские штаны. Но и это уже в прошлом. Сегодня на площадях роскошные персонажи туркменского фольклора с имиджем Деда Мороза и непременной красавицей – внученькой. На восьми или семи местных телеканалах не смолкает буйство нарядных и говорливых женщин и певучих мужчин с вкраплением ручных обезьянок, выпускниц Института культуры и гроздьев шаров. Использована не одна тонна косметики, кипы ярких импортных платков и километры бархата для платьев в обтяжку…

Помню пакеты для новогодних подарков, которые в нашем детстве шила мама из оберточной бумаги и рисовала на них синькой елку. Теперь дарят корзинами, огромными корзинами со сладостями и непременным алкоголем. Жуть! Это в стране, где жесточайшими мерами — «обезьянниками» в отделениях полиции и ташаузским «профилакторием» — «выкорчевывают» пьянство. Вот пожива для участковых. Или есть приказ, чтобы в Новый год не забирать пьяных?
Моя знакомая хозяйка магазина рассказала, что весь год работает только что не в убыток… Но все покрывают три туркменских праздника: Курбан-Байрам, Восьмое марта и Новый год. Никакая семья не может позволить себе остаться на Новый год без торта и телевизора. Соседка, которая постоянно бегает по всему дому с просьбой дать «азычек» (немножко) чая или масла, влезла в огромные долги, но установила такую же огромную плазму. Старый японский «Сони», как у меня, увы, уже никто не уважает. А елки!? Так это дело чести каждого министра, каждого руководителя… На все вкусы на каждой площади, площадке, перекрестке. Можно автоэкскурсии делать, так и возить от одного нарядного дерева к другому. В Книгу же рекордов Гиннеса, однако, пока не попали. Откуда эта страсть?
В древнем царстве Маргуш археологи нашли посуду, испещренную символическими изображениями дерева с птицами на ветвях. Это Мировое дерево, на котором по ведическим понятиям живут две птицы – душа и сверхдуша. Кроной оно соединяется с небесными мирами, своими корнями – с подземными.
В Индии рядом с саматхи – мавзолеем над прахом святого обязательно есть деревце, украшенное разноцветными лоскутками, весточками в подземное царство. Древний человек верил в мистическую силу дерева-тотема. За свою жизнь он должен был обязательно посадить и вырастить деревья с тем, чтобы обрести возможность общаться с богами пантеона. За особые заслуги перед обществом человеку могли дать право посадить дерево в священной роще, тогда он на всю жизнь становился приобщённым к рангу волхвов. Возможно, отсюда «построить дом, посадить дерево, вырастить ребёнка». Возможно, отсюда поверье, что каждому человеку соответствует определенное дерево, Возможно, из ведической древности и обычай гостю сажать дерево. У разных народов сложились свои культы деревьев. В Греции – олива. В Китае – персик и слива.
Из этой стройной системы древних поверий и восходит праздничная Елка. Первое письменное упоминание о рождественской елке относится к 16 веку. Германцы верили, что ель обладает способностью защищать от ведьм и любых темных сил. В Страсбурге зимой украшали ели розами из цветной бумаги, кусочками сахара, яблоками и печеньем. В России новогодняя Елка появилась после указа Петра Первого от 15 декабря 1699 года. Синод же призывал отказываться от «немецкого» обычая, исходя из мотива непатриотичности. В 1918 году на Елку ополчилась и советская власть, в том числе и Надежда Крупская, считая ее буржуазной прихотью и старорежимным обычаем. Но то, как обрадуются малыши и придут в невыразимый восторг от зрелища нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками, советские взрослые все же осознали. В 1936 году в Колонном зале Дома Союзов, хотя по другим источникам – во Дворце пионеров была устроена Елка для детей и молодежи в честь Нового года, а не Рождества. Вифлеемская звезда превратилась в алую «пятиконечную». Так началась история Елки. Древняя немецкая традиция обросла общеславянскими языческими персонажами, сценарием и музыкальными мотивами, и распространилась по всем странам бывшей советской империи.
Теперь Елка обросла и туркменским фольклором. Хороводят герои русских и туркменских сказок, а вместо Вифлеемской звезды елки венчает символ Туркменистана. Так сформировавшаяся под крылом Христианства традиция Рождественской елки со временем утратила свой религиозный запал, перешла к народам других религиозных систем. Чем не классический пример развития народных традиций из религиозных культов за сравнительно короткое историческое время.
Появилась и еще одна традиция, о которой нужно упомянуть с добрым сердцем Музыкальные вечера… В годы перестройки, когда выкидывали на улицу тысячи специалистов, среди них учителей «ненужного» профиля, чудом сохранилась и окрепла система музыкального образования. Наши педагоги по фортепиано, а особенно по скрипке нарасхват, пожалуйста, в любую школу за рубежом… В моем доме в каждой семье обязательно хоть один или двое посещали музшколу и даже заканчивали консерваторию. В саду, который хорошо возделывали, уже появились настоящие соловьи. Я упомяну только молодежный симфонический оркестр под руководством Расула Клычева, который радовал нас в предновогодние дни прекрасной классикой и современными популярными произведениями. Со всех концов города спешили семьями с малыми детьми не в золоченые дворцы, а старый кинотеатр, где было светло и радостно не от огромных хрустальных люстр, а от таланта и искреннего желания молодых артистов поделиться с земляками нарастающим у них год от года ощущением счастья от соприкосновения с Прекрасным, которое, как ни что другое, раздвигает границы нашего мира. Почему назвала большой оркестр соловьем? Да соловей ведь никогда не фальшивит. Не фальшивят скрипки этого оркестра, не фальшивят солисты, не фальшивят их души…
С Новым годом!
Ильга Мехти