Спецслужбы Туркменистана, совместно с органами местной власти, и в нарушении собственных законов, ведут активную борьбу с представителями религиозных меньшинств.
21 ноября в 10.30 утра в дом Махмуда Овезова в Дашогузе (адрес имеется в редакции и правозащитных организациях) без предупреждения и разрешения ворвались четыре человека. Отстранив хозяйку дома, которая вышла им на встречу они прошли внутрь помещения.
Вся семья Овезовых – верующие христиане, регулярно посещающие собрания Христианской Веры Евангельской Церкви «Свет Востока». Эта религиозная организация была официально зарегистрирована в Туркменистане 16апреля 2005 года. Члены общины активно занимаются благотворительной деятельностью: оказывают помощь Дому малютки, бездомным людям и беспризорным детям.
За полчаса до вторжения незваных гостей в дом к Овезовым приехали пастор Юрий Разметов с женой и двумя представителями общины. Они привезли с собой музыкальный синтезатор для репетиции христианских песен, которые предполагалось исполнять на очередном воскресном собрании 24 ноября.
В момент незаконного проникновения в дом представителей власти, на веранде находились пастор, который настраивал инструмент, его жена, хозяин дома и гости. Перед ними находились сборники песен с текстами. Хозяйка с двумя сестрами занимались домашними делами, дети играли в своей комнате. Не представившись, не показав документы, пришедшие мужчины стали выяснять у хозяина дома и его гостей, на каком основании они собрались. В ответ на доводы верующих, что у них не молитвенное собрание, а репетиция песен, в которых они «славят Бога», мужчины в штатском заявили, что «про бога петь у нас запрещено».
Среди пришедших пастор узнал работника хякимлика по имени Тиркиш Гошаевич. Остальные упорно отказывались назвать свои имена. Они лишь заявили, что являются работниками правоохранительных органов, не уточняя каких именно. Затем, без составления акта забрали сборники текстов христианских песен и потребовали, чтобы собравшиеся проехали с ними, не сообщив куда. Хозяйку с сестрой и детьми оставили дома и те три часа не знали, где находятся увезенные.
А задержанных отвезли в Хякимлик Дашогузского влаята в отдел по делам религии. Пастора Юрия Разметова отвели в отдельную комнату, где сидел мужчина, которого представили имамом, но не назвали ни имени, ни фамилии, ни мечети, где тот является имамом. Безымянный имам стал говорить, что «христианская религия неправильная», «это – не религия, а миф», «веками скрывали то, что у Христа была жена Мария» и «надо верить правильно и идти в мечеть».
Затем задержанных заставили расписаться на под текстом, который был здесь же набран работником хякимлика на компьютере и распечатан. Текст был на туркменском языке, которым задержанные не владеют или владеют в недостаточной степени, чтобы понять юридические формулировки.
Им также угрожали, что, если верующие еще раз соберутся «больше двух» не по юридическому адресу, указанному в документах, а в другом месте, то у них аннулируют регистрацию, отнимут жилье у пастора и дом у Махмуда Овезова.
В 14 часов людей отпустили, но Махмуда отвезли домой в сопровождении двух сотрудников правоохранительных органов (причем туда и обратно везли на машине с частными номерами). В доме Овезовых «гости» заставили оставшихся в доме трех женщин расписаться на отпечатанных листах — объяснениях. Когда женщины стали отказываться, им пригрозили, что их тоже отвезут для «снятия показаний». Затем всех членов семьи, включая детей — десятилетнего Умида и пятилетнего (!) Давида — поочередно сфотографировали на фоне стены.
Затем хозяевам дома пригрозили, что устроят обыск по изъятию религиозной литературы, если те не сдадут книги добровольно. В результате, забрали три личных Библии на русском языке без составления акта изъятия.
На этом история не закончилась. Утром 3 декабря позвонили пастору, не представившись, и приказали всем, кто был задержан 21 ноября явиться в управление Адалат (местное отделению министерства Юстиции). Там работница по имени Марал сообщила, что пришло распоряжение из Министерства Адалат разобраться с незаконным религиозным сборищем. Оказалось, что в подписанном ими тексте на туркменском язык, было написано, что в доме Овезовых проходило религиозное собрание, а не репетиция песнопения. В ответ на возмущение и незаконные действия анонимных правоохранителей и работников хякимлика, Марал заявила: «А чем докажете?» И вновь заставили людей написать объяснительные записки, но на этот раз — собственноручно и на русском языке.
Но всех строго предупредили, что если они еще раз соберутся вне юридического адреса, то община лишится регистрации. Теперь верующие Церкви «Свет Востока» очень обеспокоены действиями властей и опасаются, что любое семейное торжество может быть истолковано как незаконное религиозное собрание.
Наталья Шабунц
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.