понедельник, 2 декабря 2013 г.

Челекен: Вчера и сегодня

Это рассказ о том, как живут люди на полуострове на Западе Туркменистана. Челекен — край «черного золота», соленой воды и беспощадного солнца. Город нефтяников на берегу Каспия.
Более трех лет жители полуострова ездят и ходят по разбитым дорогам и тротуарам. Впечатление такое, что город подвергся массированной бомбежке. Городские власти решили провести замену канализационных и водопроводных труб, но траншеи закопали кое-как, а положить сверху асфальт или тротуарные плиты «забыли». Поэтому у горожан автомашины постоянно на ремонте, так как седаны не выдерживают экстремальных дорожных условий, созданных горе руководителями в городе, а чтобы купить внедорожник финансов не хватает.

Из государственных предприятий здесь действует химический завод, который выпускает йод и бром. Недалеко от Челекена находится сажевый завод. Сажа является необходимым компонентом для производства резины. В Советские годы здесь добывались озокерит, соль и охра. Сейчас добыча прекращена.
На полуострове работают две иностранные компании «Dragon oil» и Консорциум «Хазар».
Сотрудники иностранных компаний получают высокую зарплату, поэтому цены на рынке ориентированы на них, а не на местных жителей. И эти цены на продукты питания, овощи и фрукты выше, чем в Балканабате (бывший Небит-Даге и административный центр западного региона страны). Средний заработок государственного служащего около 600 манат ($210), поэтому жителям выгодно ездить в велаятскйи центр и все необходимое закупать там. Расстояние между городами около 125 км.
Челекенская земля сильно соленная и сельскохозяйственная деятельность практически невозможна.
Вылов рыбы запрещен. Местная власть не разрешает челекенцам выходить в море на своих безмоторных лодках. Разнообразие рыбы зависит от их миграции в Каспийском море. В водах Каспии водится сазан, ак балык, судак, вобла, сельдь… В советское время попадались белуга, краснуха, русский осетр. Сейчас их наших водах уже нет. Знатоки говорят, что рыба перестала мигрировать, а в Астрахани увеличился улов ценных рыб.
Улучшилось качество питьевой воды за счет новой опреснительной установки. Но пить из крана все равно опасно. В то же время из-за недостатка воды в детских садиках детям не разрешают пользоваться туалетом и поэтому они ходят в памперсах.
На полуострове есть теплые и горячие минеральные источники, целительная сила которых издавна известна местному населению.
По словам старожилов с сокращением наркопотребления преступность на полуострове снизилась.
При хякимлике существует самодеятельный ансамбль песни и танца. Ансамбль гастролирует не только по стране, но и выезжал за границу. Кружка современного бального танца нет из-за отсутствии учителя, хотя, как удалось выяснить, желающих заниматься много.
Популярные туркменские певцы не балуют местных жителей своими концертами. Кино здесь не крутят. Кино-концертного зала в городе нет. Клуба тоже. Молодежь ходит на дискотеки в бары.
Нефтепромыслы возникли здесь в конце ХVII века и город имеет интересную историю, но нет исторического и краеведческого музея. Есть одна центральная библиотека и два небольших филиала.
При Советах на Челекене существовал аэропорт и выполнялись рейсы Челекен — Ашхабад и Ашхабад — Челекен — Баку. Уже около десяти лет аэропорт закрыт. Один раз в день осуществляется автобусный рейс Небит-Даг — Челекен и обратно.
Есть два стадиона — открытый и закрытый. Но работает только одна спортивная секция — бокса. По другим видам спорта нет тренеров.
Нет детских и спортивных площадок, нет парков и культурных развлекательных центров. Уличного освещения тоже нет. Работы по благоустройству города местными властями не ведутся. Зато работники местного хякимлика облагородили свое здание и позаботились о зеленных насаждениях вокруг него.
На полуострове четыре школы, которые на 80% процентов обеспечены учебниками. Одна туркменская школа, две школы смешанные (туркмено — русские) и четвертая — русская.
Скорая помощь работает отлажено. Имеется одна городская больница с современным оборудованием, но не хватает врачей — специалистов разбирающихся в новой медицинской технике.
Доступен только мобильный интернет да и то, впрочем как и по всей стране, связь очень плохая. Жители этого региона смотрят телевизионные программы через спутниковые антенны, а чтобы смотреть туркменское ТВ приходится ставить специальную антенну.
Городской мечети нет, и местные верующие ходят на молитву в соседний поселок Гарагель.
Пляжи очень грязные, в воду зайти тоже опасно из-за большого количества железок, арматуры, камней от затопленных домов. Несмотря на то, что ежегодно в море тонут по нескольку детей, спасательной службы не существует.
На сегодняшний день на Челекене проживают туркмены, русские, азербайджанцы, татары, лезгины. Живут дружно, без каких либо конфликтов на национальной почве.
Частный бизнес практически не развит. Если бы местные власти занялись, то можно было бы решить вопрос о разведении ценных пород рыб и птицы. Туркменским бизнесменам заниматься поставкой продуктов питания для жителей полуострова и для иностранных компаний фактически запрещено, так как этим занимается арабская компания «Damac«. Ее специализированные подразделения обеспечивают продуктами не только иностранные компании, но и весь Балканский регион. Качество ввозимых продуктов хуже, чем продукты местного производства. Даже рыбу привозят замороженную.
Здание в котором проводятся бракосочетания находится в плачевном состоянии. Зимой регистрировать брак молодоженам приходится в пальто.
Полуостров и его жители приносят огромные доходы стране, а сами обитают в очень тяжелых климатических, экологических, финансовых и социальных условиях. Челекенцы живут надеждами, что власти страны о них не забыли, и надеждами на повышение уровня жизни и улучшения социально-бытовых условий. И они этого вполне заслуживают.
**
Челекен — полуостров на восточном берегу Каспийского моря. Впервые нанесен на карту первоисследователем Каспийского моря А. Бековичем-Черкасским в 1715 г. как остров Черекен. На ряде карт XVIII-XIX вв. надписан как остров Нефтяной. Нынешнее название — Хазар.
«Этот остров заслуживает совершенно исключительного внимания, а отдельные участки его должны быть объявлены государственным заповедником», — писал академик А. Е. Ферсман, побывав в 1929 г. на Челекене.
Рядом находится Остров Огурчинский — это живой уголок дикой природы, который является Государственным заповедником. Там находится и погранзастава. Площадь заповедника составляет около 40 км. в длину и два — в ширину.
Мерием Ялкапова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Уважайте собеседников и авторов статей, не оставляйте ссылок на сторонние ресурсы и пишите по теме статьи.