воскресенье, 12 января 2014 г.

Об Алты Карлиеве и не только

6 января исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося деятеля туркменского кино Народного артиста ТССР и Народного артиста СССРАлты Карлиева. Туркменские власти и официальная пресса страны никакне отреагировала на это событие.

В восемь лет Алты был подпаском и пас стада местного бая по имени Порук. Поговаривали, что дом его отца Гарлы был настолько беден, что все их богатство можно было увезти на одной курице. Несмотря на тяжелое детство, недоедание, постоянные издевательства со стороны бая, он сумел остаться озорным и веселым мальчиком. Поэтому односельчане прозвали его «Алты- беззат», что значит «Алты — безобразник. Алты мог подражать многим односельчанам. Особенно ему мастерски удавалось изображать кривоногого и толстого Порук-бая. Он так умело копировал походку бая, что все присутствующие кричали «Порук бай пришел» и смеялись до слез. В это время никто из односельчан и не догадывался, что перед ними будущий артист.
Но свершилась революция. Представители новой власти проводили политику всеобщей грамотности. Бросив пастушье дело, он добирается в село Гутлыяз и становится учеником ликбеза.
«Как живой встает сейчас перед моими глазами тонкий худощавый батрачок — голодный на богатой тедженской земле. Это было в 20-х годах. Шерсть на его остроконечной шапке истлела, потрепанный чекмень крепко опоясан шерстяным кушаком — это помогает скрыть рваную рубаху и штаны. Его талия так тонка, что ее можно перехватить одной рукой. Это был Алты. Тогда он не имел фамилии. И не только фамилии — глаза многих не замечали его существования». — Так вспоминает об Алты Карлиеве один из выдающихся представителей туркменской культуры Б.Кербабаев.
Биография Алты Карлиева типична для большинства деятелей литературы и искусства Советского Туркменистана. На его плечи легла трудная, но почетная миссия, быть первопроходцем. Впервые в истории своего народа пришлось создавать свой национальный театр
Первая его встреча с театром произошла в Каахка, где в исполнении любителей школы-интерната он увидел спектакль по пьесе Ш.Керими «Айджемал».
Мечта быть на сцене приводит его в Ашхабад, в только что открывшуюся драматическую школу. В занятиях он был очень старательным, трудолюбивым. Своим обаянием, жизнерадостностью, неистощимым юмором он привлекал и старших и молодых. А в 1931 году Карлиев уже заканчивает режиссёрское отделение Бакинского театрального техникума.
Талант его был многогранен. Он — актер, режиссер, и притом режиссер драматического, музыкального театра, кино, писатель, создавший немало интересных произведений для сцены.
Туркменскую драматургию он обогатил такими пьесами, как «Айна», «1916-ый год», «Джапаки», «Председатель». Все они были поставлены на сцене туркменского театра драмы и имели зрительский успех.
В 1955 году на декаде туркменской литературы и искусства в Москве «Ревизор» получил высокую оценку. Блеснул своим мастерством и А.Карлиев в главной роли (Хлестакова). Профессор Раевский так оценил его игру: «Мне показалось, что я через много лет увидел блестящего Хлестакова. Тончайший мастер!»
В 1937 году Карлиев посвящает себя кинематографу. Туркменское кино в ту пору тоже делало свои первые шаги. Карлиев верил в свою звезду. К счастью она его не обманула: он в туркменском кинематографе стал звездой первой величины.
Небольшие роли, сыгранные в фильмах «Пограничники», «Советский патриот», были первыми шагами. Первый и большой успех пришел к актеру с фильмом «Дурсун» В.Иванова-Баркова. Этот фильм принес заслуженную славу национальному кинематографу. Создателям фильма, в том, числе и А.Карлиеву, была присуждена Государственная премия СССР.nevesta
Еще большего успеха актер добивается в следующей своей работе — музыкально-лирической комедии «Далекая невеста». Фильм, наполненный великой идеей дружбы народов нашей страны, стал значительным явлением национально искусства. Фильм имел тогда успех, и нет сомнения в том, что и в наши дни эта комедия была бы одним из любимых фильмов молодого поколения. Этот фильм был удостоен Государственной премии СССР.
Творческая зрелость актера позволяет ему играть разнообразные характеры от лирико-комедийных до трагических. Карлиевым было создано множество образов, вошедших в историю туркменского кино. Последние годы жизни Алты Карлиев целиком отдает кинорежиссуре, одновременно исполняя в своих картинах также и ведущие роли.
За столь огромный вклад в деле развития национального театрального искусства и кинематографа, дважды в 1941 и 1949 годах он удостаивался Сталинской премии, и дважды удостаивался Государственной премии Туркменской ССР им. Махтумкули в 1966 и в 1976 году (уже посмертно), звания Народного артиста ТССР и Народного артиста СССР (1965).
Скончался Алты Карлиев 11 декабря 1973 годаЕму было всего 64 лет. В 1974 году киностудии «Туркменфильм» было присвоено его имя.
Внутри здания киностудии был установлен его бюст и была установлена мемориальная доска. Во время правления Ниязова бюст и мемориальная доска А.Карлиева были уничтожены и выброшены на свалку. Его имя убрали из названия киностудии «Туркменфильм». В настоящее время имя Алты Карлиева нигде не упоминается, не проводятся памятные дни посвященные его творчеству, а созданные им фильмы не демонстрируются по туркменскому телевидению.
Жена Алты Карлиева АннагульАннакулиева — известная оперная певица, народная артистка СССР, — обивала пороги чиновников Кабинета Министров, Министерства культуры, Союза художников Туркменистана, но так и не смогла спасти ни имя, ни памяти о великом человеке. Она скончалась в 2009 году.
**
Туркменистан — единственная страна из бывших Советских республик, которая не имеет профессиональную киностудию. Существуют киностудии, украинская им. А.Довженко, азербайджанская им. Дж. Джафарова, узбекская имя Камиля Ярматова и др.
Складывается впечатление, что нынешние руководители киностудии «Огуз-хана» имеют патологическую неприязнь к творческим и талантливым людям. Фактически они запрещают профессионалам заниматься киноискусством.
В результате видные туркменские режиссеры ныне живут и работают за пределами Туркменистана — это Ходжакули и Ходжадурды Нарлыевы, Эдуард Реджепов, Мурад Алиев, Сергей Шугарёв, Осман Сапаров, Язгельды Сейидов, Аман Джумаев, Юлдашев и др.
В стране еще остались режиссёры, которые могли бы поднять туркменское кино, но они не востребованы нынешней властью. Режиссеры, закончившие ВГИК им.Герасимова — Халмамед Какабаев, Шихмурад Аннамурадов, Оразберды Эреков, Бюлбюль Мамедов, Бердыназар Аннабердыев, Керим Аннанов и другие вынуждены преподавать в Институте Культуры или работать художниками в театрах.
В настоящее время в Ашхабаде существует только административное четырехэтажное здание, отрезанное от материальной базы. Во времена Ниязова руководители ТВ и руководитель киностудии Мурад Оразов поменяли всю киносъёмочную технику на видеооборудование и чтобы угодить бывшему президенту предложили переименовать киностудию им.А.Карлиева в киностудию «Бейик С.Туркменбаши». Была уничтожена вся техника, разрушены павильоны, монтажные центры, машины и вместе с этим весь персонал остался невостребованным.
С приходом к власти президента Бердымухамедова,негласно стали обязывать руководителей переименовывать учреждения. И в то время появилось возможность вернуть киностудии имя Алты Карлиева. Но руководитель телевидения Ш. Аловов, директор киностудии С. Джаллыев и Гульнабат Халмамедова из-за своих личных амбиций предложили переименовать киностудию в «Огуз-хан». И теперь киностудия носит имя мифического персонажа из эпоса тюркских народов.
А случайные люди «создают кино». Фильмы снимают на видео-камеру, не предназначенную для производства художественных фильмов. Туркменское кино не участвует на международных кинофестивалях, его нет на кинорынках.
Сапармамед Джаллыев является директором киностудии им.»Огуз -хана», которое финансируется государством. А видео-фильмы, которые выпускаются этой студии предназначены только для теле-репортажей.
В настоящее время существует Союз кинематографистов, но существует только на бумаге. Основная его деятельность это сбор взносов, а работы никакой не ведется.
Не так давно известный российский кинорежиссёр Карен Шахназаров был в Туркменистане и предложил провести подготовку специалистов в Москве. По всей видимости наше правительство не хочет восстановить киноиндустрию, потому что, до сегодняшнего времени президент Бердымухамедов так и не нашел в себе смелость вернуть киностудии имя Алты Карлиева — первопроходца национального театра и кино.
Алты Бяшимов, специально для Хроники Туркменистана