воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Молчание о Майдане

Политический кризис в Украине и развернувшаяся там кровавая трагедия, находятся в эти дни в центре внимания всего международного сообщества. Туркменские СМИ продолжают «не замечать» украинский конфликт.

Полный игнор
Ни упоминания в выпусках новостей на телевидении, ни одной строчки или фотографии, посвященной событиям в Украине, в туркменских газетах нет. Ни тем более, каких-то комментариев или заявлений от президента или МИДа. Ни осуждения, ни солидарности, ничего. Только радужные новости о местных событиях и нейтральные о событиях международных. Посмотришь туркменские выпуски новостей, и складывается ощущение, что Туркменистан живет в изолированном мире, где все прекрасно, а то, что происходит вокруг, не имеет никакого значения. Однако, подобная позиция игнорирования, доводит ситуацию до абсурда – то чего нельзя узнать из местных СМИ, граждане Туркменистана без труда узнают из зарубежных. Тема Майдана муссируется среди населения, обсуждается. Люди комментируют, делятся с друг другом новостями, переживают — наблюдая кадры трагедии транслируемые зарубежными каналами. Так почему бы просто не сообщить, что это происходит? Но туркменские СМИ держат свою линию: ни слова, ни фотографии, ни комментария…
И это несмотря на то, что Туркменистан и Украина имеют тесное торгово-экономическое сотрудничество. В Туркменистане успешно работают украинские строительные компании, в Украине обучаются туркменские студенты, а в Ашхабаде постоянно действует украинская дипломатическая миссия.
Замалчивание лучшее средство от революционных настроений
Подобная практика замалчивания и контроля всех средств массовой информации плавно перешла из советского прошлого, сначала в Золотой Век – Туркменбаши, а следом и в Эпоху Великого Возрождения – Бердымухамедова. И хотя президент систематически устраивает взбучку местным журналистам за некачественную работу, неоперативность и узкий охват событий, пресса все равно подвержена цензуре и остается подконтрольной государству.
Рассказывать со страниц газет и с экранов телевизоров о революциях, народных демонстрациях и сменах власти в бывших советских республиках, в Туркменистане запрещено из опасений, что революционные идеи могут прийтись по вкусу населению страны. За развитием событий туркменские граждане следят по новостям зарубежных телеканалов, доступных посредством индивидуальных спутниковых тарелок. А поскольку каналы эти в основном российские, то и версию происходящего в Украине, туркменское население получает «пророссийскую». Туркменские власти этому не препятствуют, ведь украинский политический кризис в российских СМИ представлен как борьба против террористов и боевиков, пытающихся захватить власть. Такая трактовка очень устраивает туркменские власти, в назидательных целях народу позволено смотреть, чтобы не было соблазна выходить на площади, требовать и протестовать.
Следует отметить, что туркменские граждане рады и «тарелкам», и российским каналам, с их однобокой подачей информации. Как отметил один житель Туркменистана: «Если бы не было антен, мы вообще бы тут погрузились в информационный вакуум и не знали бы о том, что происходит в мире!».
Туркменские медиа не популярны
Интернет не решает проблему общей информированности населения, многие зарубежные сайты в Туркменистане заблокированы. Однако, небольшому количеству туркменистанцев удается получить информацию из западных СМИ и иметь альтернативную оценку происходящего в Украине.
На вопрос о том, не удивляет ли тот факт, что туркменские СМИ обходят стороной украинскую трагедию, большинство опрошенных нами респондентов отвечает, что иной реакции от местных СМИ они не ожидали.
«Я не смотрю местное телевидение и не читаю газет, — говорит молодой человек, живущий в столице, — Мне не интересно читать и смотреть про индустриальные и прочие достижения нашей страны. Я хочу знать что происходит в мире, поэтому новости читаю в интернете».
Как отмечает наш собеседник, он никогда не слышал, чтобы туркменские журналисты работали в горячих точках, в центре событий, так, как это делают зарубежные репортеры.
И это мнение разделяют многие, проживающие в Туркменистане люди – туркменские СМИ никто всерьез не воспринимает и как источник информации не рассматривает.
«Мы хотим знать, что происходит в Украине, и мы хотим знать, что думает об этом наше правительство. Почему нет программ, где мы могли бы услышать мнения политологов? Кому интересно такое телевидение?» – недоумевает сотрудник одной зарубежной компании.
Может быть и рады туркменские журналисты работать по более современным и высоким стандартам, однако не все в их руках. Отлаженная государственная цензура и механизм работы туркменских СМИ, не позволяют местным журналистам выйти за «грани дозволенного», иначе говоря, честно выполнять свою работу и доносить до людей информацию. Как говорят сами журналисты, игнорирование вооруженного конфликта в Киеве выглядит нелепо.
«В то время когда в Украине гибнут люди, на нашем канале не находится и минуты эфирного времени, чтобы просто сообщить о событии, — говорит местный журналист. — Сетка вещания утверждается и спускается «сверху», поэтому наши возможности ограничены».
По словам журналиста, работать в таких условиях сложно. «Мы сами пристально следим за развитием украинского конфликта, и мне стыдно, — говорит он, — потому что я знаю что у кого-то в Украине живут родственники, у кого-то друзья, и люди хотят знать, что там происходит, а мы не можем им в этом помочь».
Корреспондентов туркменских СМИ вообще нет в зарубежных странах, даже в тех, с которыми наша страна имеет общие границы.
Айша Бердыева