Сельби Атаева
Когда 3 января президент Туркменистана провел первое в этом году заседание Кабинета Министров, на котором заслушал отчеты своих вице-премьеров о проделанной работе, то «акцентировал внимание на такой важной теме, как воспитательная работа в учебных заведениях страны». Забота президента страны о молодежи, «призванной внести свой достойный вклад в развитие культуры Эпохи могущества и счастья» понятна. Но что на этот раз подразумевается под «необходимостью активизировать и разнообразить работу в сфере культуры»? (все цитаты — из газеты «Нейтральный Туркменистан» от 4 января 2014 года).
Разнообразия в действительности не наблюдается (многочасовые стояния с цветами, пляски, участия в массовках и спортивные выступления на стадионах — вот вся студенческая жизнь и образование вкупе). И активность молодежи — ниже некуда. Ну не просматривается, как ни приглядывайся, у большинства поступивших внутри страны желания получать полноценное образование, посещать занятия, вести конспекты, систематически заниматься в библиотеках, и пр. «Главное- корочку получить», — расхожая фраза в устах туркменских студентов. Многие немолодые преподаватели вузов говорят о том, что если раньше в аудиториях было 30-40 студентов, то сегодня хорошо, если два-три человека придут на занятия.
И в результате за два десятилетия независимости сегодня некем и нечем стало гордиться: нет новых имен в той же культуре. Нечего смотреть и слушать (это и сам президент не раз признавал, критикуя работу средств массовой информации) — вот почему так популярны у населения зарубежные каналы. Ни писателей, ни артистов, ни музыкантов…
Те, что на сегодня еще имеются — уходящие фигуры, получившие образование и свои профессиональные навыки еще при советском строе. Откуда же новым именам взяться, если все варятся в собственном соку. Когда-то лучшие московские специалисты консультировали, работали с молодыми талантами, направляли их, обрабатывали их произведения… Практически все туркменистанские известные художники, писатели, режиссеры и музыканты получали образование в вузах Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга).
Даже такой самородок, как Нуры Халмамедов, лучший из туркменских композиторов, тоже учился многие годы в Москве и был учеником знаменитого московского профессора А.Александрова, как и целый ряд других известных композиторов, среди которых и Аман Агаджиков, учились у этого великого педагога; другой замечательный композитор, Реджеп Аллаяров, — ученик Шнитке; то же самое можно сказать почти обо всех известных туркменских композиторах: Чары Нурымове, Вели Мухатове, Ашире Кулиеве и др. Все они получили российское образование и позже, когда записывались новые произведения туркменских авторов в Москве, с ними и с исполнителями работали самые профессиональные советские музыканты, режиссеры… Это была настоящая школа мастерства.
В Туркменистане сегодня до сих пор нет оперного театра. Прежний, старинный, в котором когда-то выступали и артисты с мировыми именами, был разрушен, а новый не построили. На этом месте стоит очередной мраморный монстр — супермаркет. Имеется музыкально-драматический театр имени Махтумкули, который, как предполагалось, должен был стать заменой оперному. Но тогда выходит, что страна откатилась к двадцатым годам, когда все только-только начиналось, а на сцене ставились исключительно народные музыкальные представления.
Уже позже появился первый симфонический оркестр, созданный Аракеляном. И стали приезжать обучившиеся в Москве туркмены, которые писали оперы совместно с композиторами других республик. Так, первые туркменские композиторы Дангатар Овезов и Вели Мухатов писали оперы совместно с украинскими и российскими композиторами, никто из них самостоятельно оперу так и не написал (опера — царица музыкального искусства, не каждый композитор может покорить этот Олимп). Но сегодня в Туркменистане нет ни одного молодого композитора, который достиг хотя бы их уровня. По крайней мере, до сих пор это нигде не было продемонстрировано.
Так же обстоят дела в любой культурной сфере. Писатель в Туркменистане вообще один (речь о президенте республики, чьи многотомные сочинения непрерывно выходят в Туркменистане с 2007 года — ред.). Певцы, музыканты — только те, которые угодны этому самому писателю и его окружению. Уехали Мурад Аннамамедов (теперь дирижер Ярославского оркестра), оперные певицы Людмила Чекирова (поет в Красноярском театре), Гульарам Балтаева (в Турции), отказали в праве работать на сцене и посадили под домашний арест по надуманной причине лауреату международной премии Лачин Мамедовой — певице, отказавшейся выступать в правительственных концертах.
Театр? А где они, самые талантливые театральные режиссеры, такие, как, к примеру, Какаджан Аширов, создавший когда-то Молодежный театр, в котором всегда были аншлаги — замечательный актерский состав, интересный репертуар, уникальный почерк режиссера привлекали зрителей и не надо было толпами загонять в зал школьников и студентов, чтобы заполнить пустующие места. И где Овлякули? Почему он свои театральные эксперименты ставит в Ташкенте, а не в Ашхабаде? Потому что на Родине оказался невостребованным? Неправда. Но равнодушное отношение властей к их таланту и способностям выдавливает лучших представителей интеллигенции из страны. В Ашхабаде у Овлякули даже квартиры не было. Да и по заказу не все желают работать. Может, кому-то и смешно читать в репертуаре всех театров, что там идут спектакли, посвященные Авазе (курорт на Каспии усиленно раскручивается властями, только кому интересны эти спектакли?), а жителям не до смеха…
Многие имена деятелей культуры, заслуженных творческих работников, чьи произведения получали высокую оценку за рубежом, при нынешнем вице-премьере по культуре Бягуль Нурмурадовой вообще оказались под запретом по одной-единственной причине: они были в фаворе у предыдущего вице-премьера Майсы Язмухаммедовой. Из-за этого в немилость Бягуль Нурмурадовой попала даже знатная ковровщица… Теперь ретивая вице-премьерша возьмется с особым старанием еще и за воспитательную работу в учебных заведениях…
А кино? Это отдельная печаль. Пара-тройка одних и тех же туркменских фильмов в двух-трех кинотеатрах (чередующихся с индийскими, редко турецкими и раз в году — российскими или американскими фильмами, спасибо посольствам этих стран за их усилия) — это далеко не все работы когда-то начисто разгромленной студии «Туркменфильм» имени Алты Карлиева. Простите, сегодня студия носит уже имя мифического героя Огузхана.
Даже студенты Института культуры, будущие кинорежиссеры, не имеют возможности смотреть фильмы наиболее интересных туркменских режиссеров. Раньше, в советское время, киностудия организовывала просмотры кинофильмов для всех желающих. Теперь даже для студентов этого вуза такие показы стали почему-то проблемой. Усилиями отдельных преподавателей они все же иногда происходят. «Мы на первом курсе только один раз были на просмотре, а потом ни разу. Мы же должны по ходу фильма делать разбор. Мы будущие режиссеры…» — говорит студент этого института. Конечно же, в городе есть видеосалоны, видеопрокаты, и студенты при желании могли бы их посещать. Но беда в том, что посмотреть там можно только мультфильмы, боевики и фантастику. Фильмы туркменских режиссеров бывают, но в очень ограниченном количестве, пять-шесть наименований, не более. Продукция вся, естественно, пиратская.
Многие специалисты признают, что кино Туркменистана сегодня находится в очень сложном состоянии. Киностудия была полностью разрушена, много лет людям не давали работать. Многие кинорежиссеры уехали, в частности, такие безусловно талантливые люди, как Булат Мансуров, Усман Сапаров, братья Нарлиевы, уехали режиссеры Эдуард Реджепов, Мурад Алиев. Прекрасный сценарист и режиссер Мамедаман Бабаев в конце 80-х создал фильм «Аура», который прочно лег на полку. Но позже он был показан в программе «Взгляд» и вызвал шок у всего огромного Союза. Именно благодаря этому фильму прекратили, наконец, пускать на колбасу национальную гордость страны — ахалтекинцев. Съемки уничтожения прекрасных породистых скакунов кинорежиссер умудрился провести даже на скотобойне. В фильме есть интервью с Марией Даниловной Черкезовой, лучшим специалистом по коневодству, и оно вызвало резонанс на самых верхах. Ниязов, тогдашний президент Туркменистана, лично отдал приказ прекратить бойню лошадей на мясокомбинатах…
Уехали лучшие кинооператоры, актеры… Кого-то не стало. Удивительно, но институту культуры сегодня все же удалось собрать, в целом, отличный преподавательский состав — народные и заслуженные деятели искусств, лучшие кинорежиссеры, такие как Шихмурад Аннамурадов, получивший целый ряд международных премий за свои фильмы. В частности, уже его первая работа, фильм «Дашманлай» («Твердолобый») завоевал Гран-при во Франции, но в Туркменистане он так и не был показан, как и целый ряд других его фильмов, среди которых «Омурзая йылдызы» («Одинокая звезда») о трагической судьбе рано ушедшей из жизни поэтессы Аннасолтан Кекиловой, чье имя и по сей день находится под строгим запретом. Преподавал здесь и кинорежиссер Байрам Абдуллаев, и сценарист Лора Григорьевна Степанская (вместе они тоже получали немало международных призов за фильм «Яндым»); и писатель, бывший министр культуры Ашир Мамилиев, пользовавшийся большим авторитетом и прежде…
Это правильно. Творчество может возникнуть только в культурной среде. С помощью призывов, принуждений, приказов оно не появится. Если власти Туркменистана всерьез озабочены состоянием культуры в стране, то им стоит многое пересмотреть в своем отношении к ней, многое изменить. Дать представителям творческих профессий свободу выбора, отменить цензуру, разрешить подписку на иностранную литературу, снять ограничения в пользовании Интернетом, начать борьбу с коррупцией, когда рабочее место может купить любой, а профессионалы вытесняются, начать борьбу с произволом руководителей, когда по каким-то личным мотивам они начинают преследовать работников, разрешить постановки в театрах тех авторов, которые интересны режиссерам, возродить оперное искусство не на словах, а на деле… От многого привычного придется отказаться, но это следует сделать, поскольку и так сегодняшнее поколение молодых туркменистанцев оказалось попросту обокраденным: у них украли мировое искусство, балет, цирк, оперу, мировое кино, библиотеки… Все, чем богата человеческая культура…
И что очень существенно, украли мораль. Звучит смешно? Поясню на примере. Поступает молодой человек, сын талантливого кинорежиссера, в вуз и проваливает экзамен человеку, который многим обязан его отцу. Тот его учил, консультировал, помогал создавать свои фильмы. Мать парня заявила, что лучше знает способности своего сына, и настояла на переэкзаменовке. Парень блестяще ответил перед комиссией на все вопросы и прошел. Но в институте культуры учиться отказался, уехал в другую страну, без проблем поступил в один из лучших вузов. История на этом не закончилась.
Отец мальчика, известный кинорежиссер, тяжело заболел и слег. Коллеги сочувствовали, но… не навещали. Мало того, студентам тоже запретили визиты, им было сказано: не звоните, не беспокойте его. После того, как жена принесла справку в институт, что у супруга онкология, спешно собрали комиссию и уволили больного, забыв уведомить семью. «Вспомнили» об этом 31 декабря. Пришел человек, сунул тяжело больному бумажку: «Подпиши, тебя уволили месяц назад», — и ушел.
Так легко, оказывается, можно уволить заслуженного человека, чьи фильмы получили признания в разных странах мира — Японии, Германии, Франции…
Ан нет. Нелегко. Другой пример. В том же институте культуры недавно произошел инцидент. Группа студентов обратилась с жалобой в прокуратуру и к руководству вуза — ректору А.Сапармухаммедову и проректору института Дурды Ниязову — с жалобой на одну из преподавательниц, которая обкладывала их трехэтажным матом, могла и руки в ход пустить. Ректор вызвал ее, та стала все отрицать, но он положил на стол мобильный телефон с записью ругательств. Тогда женщина спокойно ответила: «Увольняйте. Но имейте в виду, что я расскажу все, что знаю про институт: кто сколько брал, кто чем занимался». Преподавательницу оставили, а студенты получили еще один «урок» нравственности…
Возвращаясь к началу, можно резюмировать: «воспитательная работа среди молодежи», о важности которой в очередной раз говорил президент, в нынешних условиях вновь останется на бумаге. А уродливые результаты этой самой воспитательной работы в учебных заведениях страны уже сегодня начинают проявляться в конфликтах, которые спровоцировали туркменские студенты на Украине, в Белоруссии, в России…
Источник: Фергана