В Ашхабаде власти закрывают востребованные населением негосударственные образовательные центры. Несколько месяцев назад (в числе других) был закрыт эстетический центр для дошкольников (а по сути — элитный детский сад) «Аракчи».
Неожиданно для родителей, их дети — воспитанники престижного образовательного учреждения, посреди учебного года оказались не пристроенными.
Работники центра жаловались, что накануне закрытия их замучили проверками всякого рода комиссии. Причину «временного» закрытия «Аракчи» родителям не объяснили и они надеялись, что недоразумение будет исправлено. Последний раз ждали возобновления работы в декабре. Но тщетно. Родители продолжают приходить к закрытым воротам садика за новостями, но сторож разводит руками.
Многие хотели бы устроить в этот сад своих детей, так как здесь были разнообразные образовательные программы (например, дети изучали туркменский, русский и английский языки), хороший уход и питание. Хлеб пекли сами, в стерильно чистой кухне вкусно пахло, в отличии от большинства государственных садов. Спали дети в отдельных кроватках, а не вдвоем, что в большинстве садов считается нормой. И здания, и территория были оформлены героями сказок разных народов. Здесь были и Ярты Гулак, и русалка на ветвях…
Главным «недостатком» для проверяющих был, вероятно, кадровый состав педагогов: преобладали имеющие еще советское образование или зарубежные дипломы опытные педагоги, которые носили европейскую одежду, а не псевдонациональные туркменские платья и иранские платки. Это, по мнению работников Министерства образования, не вписывается в существующую систему.
О том, что процесс закрытия (отзыв лицензий) немногочисленных негосударственных эстетических и образовательных центров необратим стало ясно в январе. Вынужденно свернул свою деятельность популярный Центр образования «Интек», где обучали взрослых и детей иностранным языкам и компьютерной грамотности. Сначала закрыли на две недели, а потом вернули клиентам оставшиеся суммы за обучение.
Люди разочарованы очередным произволом властей. Тем более, что все это происходит при крайне низком уровне обучения в школах и институтах. А ведь образовательные и эстетические центры – это единственное, что было дозволено новым Законом об образовании, где декларировалось возможность деятельности негосударственных образовательных учреждений.
Логику чиновников Минобразования понять не сложно. Реформа системы образования, была одним из основных приоритетов, заявленных нынешним президентом при вхождении во власть. А результаты реформ плачевны. И это особенно хорошо видно, на примерах многих родителей, готовых платить деньги и обучать своих детей в «нестандартных» для Туркменистана образовательных учреждениях. Т.е. граждане страны «голосуют» деньгами за альтернативное образование, а не за государственное. Это означает, что государство проигрывает в конкуренции.
И чтобы у населения не было возможности сравнивать и выбирать, власти поначалу (уже при нынешнем президенте) закрыли популярные туркмено-турецкие школы, а затем и филиал Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина в Ашхабаде. А теперь очередь дошла до отдельных, относительно независимых, детских учебных центров.
Филиал РГУ, открытый с большой помпой в 2008 году, просуществовал всего четыре года. И он так же, как и туркмено-турецкие школы и как негосударственные образовательные учреждения пришелся не ко двору для деградирующей с каждым годом системы туркменского образования.