Виталий Волков
Акцию протеста у посольства Украины в Ташкенте заметили узбекские власти. А жители страны? В особенностях восприятия в Узбекистане и Туркмении событий на Украине разбирась DW.
27 января в Ташкенте восемь гражданских активистов принесли в посольство Украины петицию в поддержку киевского майдана и с осуждением действий украинских властей. Как сообщило международное информационное агентство «Фергана», инициаторами акции выступили этнические украинцы, живущие в Ташкенте. В итоге пятеро ее участников получили наказание в виде пятнадцати суток административного ареста, а трое — немалые штрафы.
Без риска для сознания
Однако резонанс эта акция вызвала скорее за рубежом, нежели в самом Узбекистане. С предложением дать оценку освещению в Узбекистане политического кризиса на Украине DW обратилась к главному редактору «Ферганы» Даниилу Кислову, живущему в Москве.
«Я зашел на узбекский сайт, который аккумулирует архивы местного телеэфира, и посмотрел пару предыдущих выпусков «Ахборот» — главной новостной программы узбекского ТВ. Она вообще не дает информации о каких бы то ни было международных политических событиях, которые могут негативно повлиять на общественное сознание. Ничего о происходящем на Украине там нет», — рассказал Кислов. По его словам, о событиях в Киеве не пишет и местная пресса.
«Однако утром 6 февраля на одном из пропагандистских узбекских сайтов, возникших недавно (их десятки, они транслируют новости в русле государственной пропаганды), появилось сообщение о том, что украинский культурный центр в Узбекистане от имени украинской и крымско-татарской диаспор резко выступил против акции в поддержку Евромайдана, проведенной на днях у посольства Украины в Ташкенте», — продолжает редактор агентства «Фергана».
По мнению Даниила Кислова, власти в Ташкенте понимают, что местные пользователи интернета все-таки осведомлены об украинских делах, и поэтому власти обязаны изложить свою позицию через подконтрольные им — якобы независимые — интернет-ресурсы. Но, объясняет главный редактор «Ферганы», необходимо признать, что даже та часть узбекского общества, которая сидит в интернете, абсолютно деполитизирована — девяносто пять процентов людей не интересуются политикой и сторонятся ее.
Выстрел в «молоко»
«Даже в Facebook, в группах, где есть много узбекских граждан, они готовы обсуждать, например, проблемы некачественного обслуживания в супермаркете и т.д. Но стоит мне или моим коллегам затронуть политическую тему, там сразу нас начинают банить, причем не власти, а сами сетевые активисты», — добавил Даниил Кислов.
В этой связи, считает он, даже такие «пропагандистские вылазки власти, как публикация против Евромайдана — это тоже выстрел в «молоко», он произведен не для аудитории, а для собственного начальства».
В Туркмении СМИ еще более глухи, нежели в Узбекистане, к бурным событиям на Украине. Туркменские телеканалы их не освещают, так же как они этого не делали во время событий такого рода в Киргизии или в Сирии, сообщил в интервью DW руководитель правозащитной организации Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин.
«Население в основном получает информацию из передач российских телеканалов. Соответственно той тенденции, которая имеется в освещении ими происходящего, у большинства людей возникает представление, что гражданская активность больших масс населения не ведет ни к чему, кроме как к разрухе и крови», — говорит Тухбатуллин.
Без контактов
С другой стороны, продолжает он, цензура иностранного, в том числе и российского, телевидения продолжает работать, но она в основном касается тем, связанных с самой Туркменией — лишь бы там не проскочило нечто критическое по отношению к жизни в ней. Что касается украинских инженеров и сотрудников фирм, работающих в Туркмении, то их контакты с местными жителями ограничены.
«На востоке страны задействованы украинские строительные фирмы, есть и другие украинские организации, которые ведут проекты в Туркмении. Но, во-первых, их сейчас не так много. Во-вторых, они по большей части живут в своих строительных поселках и изолированы от населения. У нас нет данных, что власти в связи с событиями на Украине проявляли беспокойство из-за этих работников и стремились дополнительно ограничить их контакты», — говорит правозащитник.
Зато студенты, которые обучаются на Украине, наверняка столкнутся с новыми проблемами со стороны властей после того, как вернутся в Туркмению на каникулы. «С ними будут проводиться профилактические беседы, а кого-то, возможно, не выпустят для продолжения обучения, как это было в прошлом году во время волнений в Турции. Тогда вернувшихся оттуда на каникулы студентов буквально по одному вызывали в представительства министерства национальной безопасности (МНБ) по всей стране», — напомнил Фарид Тухбатуллин.
Источник: Deutsche Welle