пятница, 28 марта 2014 г.

Какие еще территории следует присоединить к России?

Алла Васильева
Ввод войск на Украину официально обосновали «угрозой жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников, воинского контингента Вооруженных сил Российской Федерации». Однако русскоязычное население и российские военные базы имеются не только на Украине.

Не даром русский язык, хоть и сдает свои позиции, тем не менее в сети Интернет устойчиво занимает второе место после английского. Впрочем, в этом, оказывается, тоже проблема.
Носителям одного языка проще объединяться, устраивать беспорядки и революции. «Можно читать на русском языке Достоевского, а можно пропагандировать на русском языке, чтобы Достоевского все забыли. Майдан – он во многом русскоязычный. Вот что меня волнует», — говорит директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев.
По оценкам заместителя исполнительного директора фонда «Русский мир», проректора СПбГУ, председателя наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы Сергея Богданова, единый язык в «древневавилонском понимании» ведет к гражданской идентичности. Однако в современном мире это правило уже не работает.
По количеству русскоговорящих одно из первых мест среди стран занимает Молдова. По словам ректора Славянского университета в Кишеневе Татьяны Млечко, на русском в Молдове говорит треть населения. Не смотря на это, русскому языку до сих пор не придали статус государственного. И речи об этом уже не идет: «Теперь русский язык может рассчитывать в Молдове всего лишь на статус языка диаспоры, — говорит Млечко. — Принимаются решения, с которыми нам приходится смириться. Наши имена теперь не склоняются. У нас нет отчеств. Не ясно, каким будет место русского языка в новом молдавском кодексе об образовании. Может, вовсе не окажется места для русского языка в этом кодексе».
В Приднестровье сосредоточены российские силы из тысячи военнослужащих. И-за событий в Крыму они были приведены в боевую готовность. Полумиллионное население Приднестровья примерно в равных долях состоит из молдаван, русских и украинцев. В 2006 году в республике прошел референдум, на котором 97 % проголосовавших высказались за ее присоединение к России. Среди стран, не признавших референдум легитимным, была не только Молдавия, но и США, а также Украина.
В Казахстане доля русского населения меньше (23%), однако в Северном Казахстане русских и казахов примерно поровну. Поэтому как только Путин получил санкцию на ввод войск на Украину, депутат Жириновский провозгласил, что вместо Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана и Таджикистана должен быть сформирован Среднеазиатский федеральный округ в составе России с центром в городе Верном (название Алма-Аты до 1921 года). За присоединение Северного Казахстана высказывался также Лимонов.
Есть версия, что перенос столицы Казахстана из южной Алма-Аты в северную Акмолу (бывший Целиноград, ныне — Астана) был связан как раз с тем, что президент Нурсултан Назарбаев опасался утратить эту территорию.
Казахстан ценен для России космодромом Байконур, который Россия арендует и откуда могут «попросить» в любой момент. Антироссийски настроенные граждане Казахстана периодически проводят пикеты в требованием запретить запуск ракет – по их мнению, ракетное топливо загрязняет территорию государства.
После событий в Крыму протесты участились. Россия намеревается достроить космодром «Восточный» в Амурской области, чтобы перестать тратить по сто с лишним миллионов долларов в год на аренду Байконура. Казахстан, со своей стороны, регулярно предъявляет России претензии из-за экологического ущерба. Так, урон от падения «Протона-М» в июле 2013 года казахстанская сторона оценила почти в 3 миллиарда рублей.
За почти 60 лет существования космодрома рядом с ним вырос целый город с населением более 70 тысяч человек. В основном это сотрудники «Роскосмоса» и их семьи. И хотя российские военные покинули Байконур в 2011 году, в Казахстане остается множество военных объектов, эксплуатируемых Россией:
несколько полигонов (в том числе «Капустин Яр» и «Сары-Шаган»), радиотехнический узел «Балхаш-9», отдельный полк транспортной авиации в Кустанае.
Официальная реакция Казахстана на события вокруг Крыма была более чем сдержанной. Таким образом, Казахстан, будучи ближайшим союзником России (в том числе в рамках Таможенного союза), от прямой поддержки ее действий воздержался.
В Эстонии, в северо-восточном уезде Ида-Вирумаа, граничащим с Россией, на русском говорят 70% населения (в целом по стране — 25%). В неофициальной столице региона Нарве доля русскоязычных еще выше — 83%. При этом треть жителей Нарвы имеет одновременно и российские паспорта.
В Латвии партия, возглавляемая депутатом Европарламента Татьяной Жданок, добивается придания русскому языку официального статуса и предоставления гражданства всем нынешним «негражданам». На начало 2014 года таковых в стране было 13% (примерно 283 тысячи человек); этнические русские, по данным на 2011 год, составляли почти 27% населения, а русский язык признавали родным еще больше — 33,7%.
Тем не менее, в 2012 году в стране прошел референдум, 74,8 % участников которого высказались против признания русского вторым государственным языком.
Главная пророссийская сила — партия «Согласие», которая традиционно пользуется поддержкой русской общины страны и формирует крупнейшую фракцию в Сейме (31 место из ста). Не смотря на это, в официальном заявлении партия «безоговорочно поддерживает» территориальную целостность и суверенитет Украины. Одновременно председатель правления «Согласия», 37-летний мэр Риги Нил Ушаков подчеркивает, что крымские события — не повод разрывать партнерские отношения партии с «Единой Россией».
Посол России в Латвии Александр Вешняков 4 марта заверил, что вооруженные силы РФ не вторгнутся в страну, даже если «русскоязычные об этом попросят».
Одно из самых бедственных положений русских – в Туркмении. По последней советской переписи населения, русские составляли около 10% населения республики (более 330 тысяч человек). В начале 2000-х, если верить тогдашнему президенту Туркмении Сапармурату Ниязову, их было 2%. В 2003 году Ниязов запретил двойное гражданство, что вызвало новую волну эмиграции русских. В течение 2000-х Туркмения полностью лишилась русских театров и русских газет, в ней осталась всего одна русская школа. Русским регулярно отказывают в трудоустройстве и даже в лечении. Однако всё это ни в коей мере не омрачило официальные дружественные отношения России и Туркмении.
Не смотря на финансовые влияния и военное вмешательство, России так и не удалось присоединить Южную Осетию. «Мы поддерживаем усилия Российской Федерации, связанные с сохранением мира и спокойствия на Украине», — телеграфировали властям России власти Южной Осетии. Финансовые транши РФ посылает республике до сих пор…
Союз десантников Южной Осетии объявил о готовности сражаться за Крым и Севастополь. В это время в Тбилиси выразили поддержку новой киевской власти.
Три важнейшие российские военные базы на постсоветском пространстве — 102-я в армянском Гюмри, на границе с Турцией, 201-я в Душанбе, и Кант в Киргизии. Каждая из них — это примерно пять тысяч российских военнослужащих. Согласно договору, российским военным позволено оставаться в Армении до 2044 года, в Таджикистане — до 2042 года, в Киргизии – до 2032-го.
Кант — это военный аэродром, на котором базируются штурмовики Су-25 и истребители Су-27. Будет ли Россия бороться за права соотечественников во всех этих государствах, или ограничится исключительно Крымом?
Ответ, мне кажется, очевиден. До сих пор действия России по защите своих соотечественников за рубежом называли не иначе, как «абсолютным позором» — таково отношение «России не только к своим гражданам за рубежом, но и к живущим в России», — заявила не так давно профессор ВШЭ, член Общественной палаты РФ Елена Лукьянова.
Источник: Новые Ведомости