Айша Бердыева
Сегодня президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов предпочел бы, чтобы Украины не существовало вовсе. Однако как бы туркменские власти ни пытались, они не в состоянии держать граждан в совершенном уж неведении об украинских событиях.
Подконтрольные государству СМИ Туркменистана, являющегося, по мнению правозащитных организаций, одним из самых репрессивных государств мира, хранят упорное молчание о происходящих на Украине событиях с самого начала акций протеста движения Евромайдана в Киеве в ноябре прошлого года. Информационная блокада сопровождала не только падение администрации Виктора Януковича, но и аннексию Россией Крыма, а также последние массовые беспорядки на востоке страны.
Аналогичным образом руководство Туркменистана не распространяло никаких официальных заявлений относительно развития событий на Украине. Генеральная линия правительства продиктована явным опасением, что информация о восстании против действующей власти в очередной бывшей советской республике может вдохновить притесняемое население самого Туркменистана последовать этому примеру.
Хотя многие граждане Туркменистана, особенно проживающие в сельской местности, имеют небольшое представление (а то и вовсе никакого) о последних событиях на Украине, установленный властями информационный фильтр не в состоянии охватить весь поток информации. Так, например, в различных высших учебных заведениях Украины проходит обучение порядка 15 тысяч туркменских студентов, являющихся потенциальным источником сведений о событиях из первых рук для оставшихся на родине родных и близких. Кроме всего прочего, значительное число граждан страны, особенно в столице, имеют доступ к российским новостным каналам спутникового телевидения. Еще одним способом получения новостей из внешнего мира служит Интернет, однако доступ к нему в республике носит ограниченный характер.
По свидетельству одного из жителей Ашхабада двадцати с лишним лет от роду, являющегося сотрудником зарубежной компании, работающей в Туркменистане, он время от времени получает доступ к западным средствам массовой информации и социальным сетям с помощью сети Интернет. «Но с этим [сетевыми информационными ресурсами] всегда проблемы, потому что наши власти периодически их блокируют», – отметил он.
У туркменских властей давно сложились непростые отношения со спутниковыми тарелками. Правда, прежние их инициативы, направленные на ограничение спутникового вещания, встретили достаточно сильное сопротивление со стороны населения для того, чтобы чиновники неохотно решили потерпеть эти каналы. Таким образом, многие жители Ашхабада имеют возможность следить за российской интерпретацией происходящих в Украине событий, согласно которой власть в Киеве захватили «фашисты», вынудив Россию оккупировать и аннексировать Крымский полуостров для защиты проживающего на его территории русского населения.
«Пока конфликт не перерос в отделение украинских территорий в пользу России, туркменские власти этому не препятствовали, ведь украинский политический кризис в российских СМИ представлен как борьба против террористов и боевиков, пытающихся захватить власть. Такая трактовка очень удобна властям, в назидательных целях народу позволено смотреть, чтобы не было соблазна выходить на площади, требовать и протестовать», – полагает один политический обозреватель из Ашхабада, пожелавший остаться неназванным.
В последние недели зрители Ашхабада подметили изменения в характере спутникового вещания, указывающие на то, что бердымухамедовскому режиму все больше и больше не по душе освещение российскими каналами событий на Украине, особенно захвата пророссийскими активистами зданий и целых городов и населенных пунктов на востоке Украины.
«Мы все чаще наблюдаем помехи, сбои в трансляции, а то и полное отключение электричества во всем городе на время выпуска новостей. Мне кажется это связано с тем, что сейчас наши власти не могут определиться, как им реагировать на то, что все больше регионов Украины стали «проситься» в Россию. Они наверное боятся такого сценария здесь», – отмечает один ашхабадский обозреватель.
Нервничать власти Туркменистана, судя по всему, заставляет провозглашенная российским руководителем Владимиром Путиным доктрина, обязывающая Кремль «защищать» права этнических русских на всей территории бывшего СССР. Российские паспорта имеют свыше 100 тысяч жителей Туркменистана. Хотя это число составляет всего 4 процента от общего населения страны, этого вполне достаточно, чтобы обеспечить Москве потенциальный предлог для осуществления вмешательства. В последние годы власти Туркменистана пытались отменить институт двойного гражданства и тем самым заставить граждан с российскими паспортами либо выехать за пределы республики, либо отказаться от своего российского гражданства. Однако активное недовольство со стороны России вынудило власти республики пойти на попятный.
Хотя чиновники и могут опасаться, что граждане проникнутся духом Евромайдана, получив широкий доступ к информации о событиях на Украине, на взгляд другого ашхабадского обозревателя, пытающегося потихоньку отслеживать факты нарушения прав человека в своей стране, шансы на возникновение в Ашхабаде массовых акций протеста в обозримом будущем близки к нулю. Годы удушающих репрессий со стороны властей привели к тому, что население боится и не хочет рисковать.
«Есть порядка 10 активистов…, пытающихся как-то привлечь внимание к нарушениям прав человека в нашей стране, – говорит этот эксперт. – Эти отдельно взятые люди пытаются делать хотя бы что-то, остальные же пять миллионов населения совершенно пассивны!»
Источник: Eurasianet.org