понедельник, 26 мая 2014 г.

Отношения между США и Туркменистаном являются сильными и развиваются во многих областях, — Посол США В Туркменистане (интервью)

CA-News
Отношения между Соединенными Штатами и Туркменистаном являются сильными и развиваются во многих областях. Об этом в эксклюзивном интервью CA-News рассказал Посол США в Туркменистане Роберт Юджин Паттерсон, завершающий свою дипломатическую работу в стране.

- Господин Посол, как Вы оцениваете отношения Туркменистана и США? Почему сотрудничество США и Туркменистана развивается не столь активно по сравнению с другими странами ЦА?
- Отношения между Соединенными Штатами и Туркменистаном являются сильными и развиваются во многих областях. В прошлом году, наше сотрудничество было очень активным : в 2013 году мы провели два бизнес-форума для расширения торгового взаимодействия и создания возможностей для американских компаний вести бизнес в стране. Культурные отношения находятся на небывало высоком уровне, во многом благодаря Дням культуры Туркменистана в США и присуждению рекордного, 21-го гранта от Фонда посла по сохранению культурного наследия . В ноябре прошлого года мы и Рамочное соглашение о торговле и инвестициях (TIFA) собрали высокопоставленных чиновников обеих стран , чтобы обсудить ряд важных экономических и торговых вопросов. Следующее мероприятие TIFA запланировано на июнь. В январе крупная делегация из США посетила Ашхабад для участия в наших ежегодных двусторонних консультациях, на которых стороны обсудили весь спектр наших двусторонних отношений. Все эти события дополнили работу посольства и наши регулярные беседы с туркменскими коллегами по всему спектру наших отношений. Обе страны демонстрируют желание поддерживать тесные связи и сотрудничество, основанные на принципах равенства и взаимного уважения. Я считаю, что наши двусторонние отношения будут продолжать углубляться и в будущем.
- Как Вы оцениваете торгово-экономическое партнерство США и Туркменистана? Каков объем прямых инвестиций в Туркменистан? Планируется ли увеличение?
- В течение последних двух лет торговля между Туркменистаном и США выросла втрое. Только в 2013-м году объем нашей двусторонней торговли увеличился на 60 процентов, достигнув 292 миллиона долларов США. Данный объем по-прежнему довольно скромный, но наши торговые отношения будут продолжать расти, особенно ввиду увеличения импорта американской продукции в Туркменистан. По сравнению с уровнем 2012-го года, экспорт из США в Туркменистан вырос на 183 процента. В стране успешно работают несколько американских компаний. Воздушный флот туркменских авиалиний состоит только из самолетов Boeing, а такие напитки как Coca-Cola и Pepsi можно найти в большинстве магазинов страны. Компании John Deere и Case New Holland предоставляют оборудование, поддерживающее сельскохозяйственный сектор Туркменистана. Ряд энергетических компаний исследует возможности для ведения бизнеса в активно развивающемся энергетическом секторе Туркменистана. Наши бизнес-форумы, прошедшие в 2013 году, также привлекли множество других организаций в различных областях, от транспорта до сельского хозяйства, которые также рассматривают возможности на туркменском рынке. Экономика Туркменистана динамично развивается и мы уверены, что все больше американских компаний будет предлагать свои товары и услуги на туркменском рынке.
- Какие образовательные программы при поддержке США осуществляются в стране?
- Посольство приглашает ученых для проведения академических семинаров по широкому спектру тем. Одной из наиболее важных для нас областей является преподавание английского языка. На протяжении многих лет мы принимаем у себя многочисленных научных сотрудников и специалистов в области английского языка. Эти высококвалифицированные инструкторы проводят большую часть года в стране и предлагают свой ​​опыт преподавателям и студентам местных вузов, предоставляя ценный ресурс населению, активно стремящемуся улучшить свой уровень английского языка. Мы также проводим многочисленные обменные программы, такие как программа Уильяма Фулбрайта, программа для преподавателей английского языка и стипендия Хьюберта Хамфри, которые предлагают студентам из Туркменистана возможность обучаться в Соединенных Штатах.
- Туркменистан часто занимает последние места в индексах свободы слова. Как Вы оцениваете уровень свободы слова в Туркменистане сегодня? Имеются ли у посольства программы по поддержке прав человека?
- Соединенные Штаты воспринимают этот вопрос очень серьезно, и мы часто взаимодействуем с нашими коллегами в правительстве Туркменистана по вопросам прав человека. В прошлом году мы приветствовали новый закон о СМИ, который запрещает цензуру и закрепляет свободу прессы в стране. Мы также приветствуем улучшения, внесенные в новый закон об общественных объединениях, ратифицированный 3-го мая, который теперь позволяет международным НПО создавать филиалы, а иностранцам учреждать благотворительные организации в Туркменистане. Однако, мы считаем, что прогресс будет измеряться не тем, как написаны законы, а тем, как эти законы исполняются. Таким образом, мы продолжаем следить за этими и другими развитиями событий.
- По Вашему мнению, насколько высока угроза проникновения боевиков из Афганистана на территорию Туркменистана и др. страны ЦА на фоне вывода войск коалиции?
- Я считаю, что был достигнут огромный прогресс в обеспечении безопасного и стабильного будущего в Афганистане. Военные и правоохранительные силы Афганистана прошли долгий путь, и взяли на себя ведущую роль в поддержании безопасности своей страны. Голоса миллионов афганцев были услышаны на недавних президентских выборах, что демонстрирует приверженность населения к демократии и неспособность движения Талибан влиять на демократический процесс с помощью угроз и запугивания. Усилия Соединенных Штатов и их международных партнеров в оказании помощи Афганистану в сферах образования, здравоохранения, и экономики также принесли плоды, о чем свидетельствует двухкратное повышение уровня грамотности, значительное увеличение продолжительности жизни, и начало процесса вступления во Всемирную торговую организацию. США по-прежнему привержены к сотрудничеству со своими афганскими партнерами в ближайшие годы для того, чтобы наши достижения не пропали зря. Туркменистан, в свою очередь, вносит вклад чтобы сделать это реальностью, предоставляя гуманитарную помощь своему южному соседу, в частности в виде недорогого экспорта электроэнергии. Чиновники правительства Туркменистана участвуют в тренингах пограничной безопасности, возглавляемых США, что приводит к более профессиональной, более оборудованной силе, которая готова противостоять проблемам, характерным для данного региона.
- Одним из крупных проектов в ЦА является строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. Насколько возможна реализация этого проекта, с учетом вопросов безопасности в Афганистане и каково будет участие США в этом проекте?
- Дальнейшая диверсификация энергетических ресурсов в рамках таких проектов, как ТАПИ, создаст дополнительные рыночные возможности для Туркменистана, а также обеспечит столь необходимыми энергоресурсами Афганистан, Пакистан и Индию. Преимущества ТАПИ будут исходить не только от потока природного газа, но и от строительства самого трубопровода, который обеспечит тысячи рабочих мест в регионе. Данный проект также будет играть важную роль в претворении в жизнь видение Нового Шелкового пути, которое направлено на развитие торговли, транспорта, безопасности, энергетики и деловых связей между странами Южной и Центральной Азии. Ситуация в области безопасности, конечно, вызывает озабоченность, но, по нашему мнению, эта проблема может быть решена в сотрудничестве с участвующими странами. ТАПИ является стратегически важным проектом, поэтому мы надеемся, что он будет реализован в ближайшее время.
- Как Вы оцениваете влияние Китая в газовым секторе на рынке Центральной Азии по сравнению с Россией?
- Очевидно, что Россия и Китай имеют свои интересы в энергетическом секторе Центральной Азии. Что касается газовых ресурсов Туркменистана, мы поддерживаем суверенитет Туркменистана и уважаем право государства распоряжаться своей газовой отраслью так, как оно считает лучшим.
- Ранее, власти страны заявили о создании условий для того, чтобы интернет стал доступной услугой для всех граждан. Как сейчас обстоит ситуация с доступом в интернет в Туркменистане?
- Мы видим определенный рост распространения интернета в Туркменистане. Если еще несколько лет назад процент пользования колебался в пределах 1%, то теперь он измеряется в двузначных цифрах в связи с доступностью смартфонов. Кроме того, нынешняя конкуренция в секторе телекоммуникаций приводит к снижению цен и более качественному обслуживанию. Мы надеемся, что эта тенденция сохранится, а также поддерживаем расширение открытого, доступного интернета в Туркменистане.
- Какие Ваши любимые блюда в туркменской кухне?
- Может это странно прозвучит, но я очень люблю свежий, горячий хлеб прямиком из тамдыра. Нет ничего лучше, чем остановка у придорожной пекарни посреди долгого пути в велаятский административный центр.
- Какие из мест которые Вы посетили в Туркменистане Вам понравились больше всего?
- Я заядлый любитель наблюдения за птицами и любая поездка за пределы Ашхабада позволяет мне пополнить свой список птиц, который я составил с момента прибытия в мае 2011 года. Выезды на Каспийское море позволяют мне наблюдать миграцию птиц с близкого расстояния. Мне повезло, и я посетил Хазарский заповедник, который является настоящей жемчужиной. Я также стал поклонником туркменской пустыни. Она очень разнообразная. Ландшафт там варьируется от песчаных дюн, которые ассоциируются с «классической» пустыней, до землистого ландшафта, на котором можно найти больше растительности, в том числе и красивый саксаул, который будет всегда в моей памяти связан с Туркменистаном, так же как баобаб ассоциируется у меня с Кенией. Мне особенно нравятся походы в каньонах Чули, что к западу от Ашхабада. Они выглядят непреклонно и потрясающе красиво.
- Спасибо за интервью.
Источник: CA-News