Говорят, восток – дело тонкое. Моей первой ассоциацией к этому утверждению являлись образы легких, тонких шарфов, накидок. Тонких, воздушных, прозрачных тканей. Но при ближайшем рассмотрении, оказывается, что на востоке далеко не все так прозрачно. Говоря в частности о Туркменистане, образ легкого кашне лучше заменить черной тяжелой паранджой. По крайней мере, именно такую накидку пытается накинуть государственный аппарат на СМИ Туркменистана.
Я столкнулась вплотную с этим явлением сравнительно недавно. Надо признать, что о Туркменистане я задумалась только в связи с университетским проектом, предписывающим нам рассказать о медиа маркете выбранной страны. Жребий был брошен, и я получила Туркменистан.
В то время как мои одногруппники упоенно выискивали статистики просмотров интернет-ресурсов, телеканалов и размеры рекламного рынка, я блуждала в просторах интернета в поисках хоть какой-то информации о Туркменистане. Сказать, что информации в Интернете мало – значит быть довольно лаконичным. Попробуйте сами – гугл вам в помощь. Сайты, которые я находила, были либо отсылками из Википедии, либо небольшими статейками про какие-то значимые события, либо сайтами государственными, с официальной информацией. Увы, в критериях моего задания было четко прописано не опираться лишь на официальные источники, а искать альтернативное мнение.
Начитавшись хвалебных статей, о том, как в Туркменистане жить хорошо, я решила пойти окольным путем. Надо сказать, что первое, что натолкнуло меня на мысль, что «что-то не так», было отсутствие комментариев, практические на всех веб-порталах, которые я находила. На некоторых вообще не было возможности оставить комментарий к статье, но и те, на которых возможность присутствовала оставались безмолвными. Новостные порталы, не дающие возможности обратной связи – это само по себе симптом цензуры, ведь если человек не может ответить, высказать свое мнение, это превращает поток информации в односторонний. Жан Бодрийяр очень точно описывает этот феномен в своем «Реквиеме по медиа». Тем не менее, в наш век интернет-журналистики, что-то подсказывало мне, что, несмотря на то, что печатные СМИ строго цензурируются, возможно, где-то, на просторах сети, есть блоггеры, которые могут предоставить более объективную информацию, чем государственные источники.
Таким образом, я вышла на Туркменскую Инициативу по Правам Человека. Я написала им письмо, с просьбой помочь с поиском достоверных сведений о состоянии СМИ Туркменистана. Признаться честно, я не особенно надеялась на ответ, кому надо отвечать студентке неизвестно откуда и предоставлять проблемные данные? Тем не менее, к моему большому удивлению, отклик я получила в тот же день, с прикрепленным отчетом и предложением оказать мне посильную помощь. Фарид Тухбатуллин, редактор сайта «Хроника Туркменистана» любезно предоставил свой скайп и терпеливо отвечал на мои вопросы.
В отчетах ситуация в Туркменистане выглядела, мягко говоря, иначе. Были представлены случаи преследования и даже убийств журналистов, противящихся цензуре, навязываемой государством. Кроме того, было показано, как именно, в соответствии с законами и указами главы государства, контролируются СМИ. Доступа в Интернет в Туркменистане практически нет, что объясняет отсутствие большого количества альтернативных сайтов. Провайдеры, предоставляющие услуги, контролируют сайты, посещаемые клиентами, с помощью расписки, в которой человек обязуется не посещать порталы с информацией, которая может навредить интересам страны. Помимо этого, услуги Интернета очень дорогие, что также снижает доступность. Редакция сайта Туркменской Инициативы, в свою очередь дислоцируется заграницей, в том числе и по политическим причинам.
В Туркменистан невероятно тяжело получить визу, особенно журналистам. Те же, кому это удается – должны строго следовать указаниям правительственных органов, и ни в коем случае не снимать «неположенные» по уставу виды. Материалы проверяются перед выездом из страны и неподходящие отбираются. Подробнее об этом рассказывает Том Ваэс, бельгийский документалист, побывавший в Туркменистане весной 2013 года.
Туркменистан является 4-ой в мире страной по запасам природного газа. Сложив в уме два плюс два, несложно догадаться, что мировое сообщество предпочтет как можно дольше закрывать глаза на происходящее в далекой восточной стране, о которой мало что известно. Несмотря на то, что Туркменистан стабильно разделяет с Северной Кореей последнее место в рейтинге свободы СМИ, больших изменений не предвидится. Президент, Гурбангулы Бердымухамедов, периодически делает громкие заявления о том, как развиваются независимые медиа страны, тем не менее, на деле ничего не происходит, так как весь мир довольствуется его обещаниями.
Для того, чтобы туркменский народ обрел голос, необходимо раскрыть реальную ситуацию в стране для максимального количества людей. Чем скорее мир увидит лицо, скрывающееся за паранджой туркменской цензуры, тем больше шансов, что люди, живущие в этой стране, смогут вернуть себе права, описанные во всеобщей декларации прав человека — каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Мария Дубровская
Европейский гуманитарный университет (Вильнюс)
Европейский гуманитарный университет (Вильнюс)