Если оценивать профессионализм военнослужащих ПГСТ коротко, то он вполне соответствует современным требованиям. Если же говорить подробнее, то вопрос правильнее рассматривать опять-таки в контексте исторической ретроспективы.
Современные границы Туркменистана установлены и узаконены ещё в советское время, когда Туркменистан – а тогда Туркменская ССР – имел статус союзной республики в составе бывшего СССР. Границы между союзными и автономными республиками внутри СССР существовали для упорядочения административно-территориального деления и не требовали сколько-нибудь серьёзного оснащения и укрепления, а их охрана сводилась к формальному контролю со стороны местных органов власти и МВД: местных советов, территориальных отделов милиции и ГАИ (государственная автомобильная инспекция). Те же участки границы бывших союзных республик, а ныне независимых государств, которые совпадали с государственной границей бывшего СССР, были оснащены на самом современном уровне. Это относится и к участку границы Туркменистана с Афганистаном, который являлся участком государственной границы между СССР и Афганистаном.
После распада СССР и обретения независимости Туркменистана этот участок границы стал государственной границей между суверенными государствами: Туркменистаном и Афганистаном. Её география не изменилась, что облегчило Туркменистану в первые годы становления независимого государства максимально эффективно распорядиться ресурсами и инфраструктурой, перешедшими в распоряжение Туркменистана в рамках межгосударственных соглашений между нашей страной и Россией.
Это исторически обусловленное обстоятельство и сегодня играет не малую, хотя уже и не главную, роль в решении вопросов технического оснащения и пополнения ресурсами ГПСТ, в том числе и рассматриваемого нами участка государственной границы.
В девяностые годы прошлого века и в первые годы нового тысячелетия наблюдался некоторый упадок в вопросах охраны государственной границы, обусловленный естественными историческими причинами. Именно в этот период зародилась, сформировалась и окрепла та ниша в мировом наркобизнесе, которую мы сегодня знаем как азиатский наркотрафик. Однако, надо отдать должное бывшему и особенно нынешнему руководству Туркменистана, которое пошло по пути сохранения и развития материально-технической базы ГПСТ, формирования в условиях новых реалий достойного кадрового состава и мобилизации финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов.
Ни для кого не секрет, что доставшееся Туркменистану после распада СССР оружие, вооружения, технические средства, фонды, а также механизмы их формирования и каналы пополнения характеризуются динамикой устаревания. С учётом этого объективного фактора руководство страной в отношении ГПСТ много внимания, сил и средств уделяет:
1. Сохранению и поддержанию в высокой степени готовности имеющегося оружия и вооружения, основываясь на исторически установившихся связях в структуре военно-промышленного комплекса, а также на поиске новых партнёров, которые не только готовы к сотрудничеству, но и с пониманием относятся к соблюдению интересов нашей страны.
2. Реализации программы технической модернизации охраны государственной границы на афганском направлении. К ней относится масштабная закупка и монтаж ТСО. Например, создание третьего внешнего легкого заграждения (токопроводящего забора) с установкой на него электрошокового оборудования нелетального действия. В качестве такого оборудования подобран и закуплен комплект более 1000 электрошоковых датчиков производства одной из южноафриканских компаний (зона действия 1 датчика – 2 км). Дополнительно к датчикам организована закупка и поставка из России линейной части (кабели связи, токопроводящая проволока). Мероприятия по оснащению границы с Афганистаном электрошоковыми заграждениями близки к завершению.
К этому пункту можно отнести и реализацию контракта между российским предприятием «Старт-7″ и Государственной Пограничной службой Туркменистана на поставку 175 комплектов (это только первая партия) сигнализационной системы «КС-205В» и его комплектующих и запасных частей. У нас есть высококлассные специалисты по монтажу и обслуживанию этих комплексов, а также налажены деловые связи с их российскими коллегами. Так, например, ещё в 2010 году на базе всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ прошли обучение сотрудники спецслужб Туркменистана: МВДТ, МНБТ, ГСТБН (государственная служба по борьбе с наркотиками) ДГСТБН (департамент государственной службы по борьбе с наркотиками).
3. Модернизации стоящей на вооружении в пограничной службе легкой бронетехники. Президент Туркменистана негативно оценивает уровень технической подготовленности и состояние бронетранспортеров БТР-60, БТР-70, БТР-80, составляющих основной парк легкой бронетехники погранслужбы Туркменистана (порядка 500 единиц). В этой связи, по указанию Президента погранслужбе из бюджета дополнительно выделено свыше 20 млн. долларов США на проведение первоочередных работ по модернизации указанной бронетехники (замена и капитальный ремонт двигателей и ходовой части).
В русле решения этой задачи мы проводили поиск альтернативных поставщиков требуемой номенклатуры комплектующих к бронетранспортерам. По нашему мнению, смена российского поставщика на украинского позволила бы добиться существенной экономии бюджетных средств. Однако, в свете произошедших в Украине событий данное направление в области модернизации бронетехники замораживается на неопределённое время, а возможно и совсем стало неосуществимым – пока мы за этим только наблюдаем.
4. Проведению разведкой ГПСТ активной агентурной и оперативно-технической разведывательной деятельности. Основной задачей разведподразделений ГПСТ является выявление и пресечение преступной деятельности на границе Туркменистана и в пунктах международных сообщений, в частности, вскрытие каналов ввоза наркотических веществ из Афганистана и Ирана, незаконного оборота оружия, включая ОМП, а также контрабанду товаров.
Разумеется, указанными пунктами деятельность по охране границы не исчерпывается. Руководством страны и ГПСТ проводится целенаправленный мониторинг производителей и поставщиков элементов инфраструктуры, включая ТСО, средства связи, вооружение. В ряде стран Евросоюза офицеры ГПСТ участвовали в учебно-методических мероприятиях, посещали курсы по планированию и управлению в области охраны границы, изучали новейшие методики контроля миграционных потоков, тренировались по тематике обнаружения наркотиков и прекурсоров, оружия и взрывчатых веществ, а также выявления поддельных паспортов и пресечения незаконной миграции. Я могу отметить в качестве партнёров Германию, Испанию, Италию, Венгрию, Россию, Украину и ряд других государств. Особенно активно проводятся мероприятия по расширению сотрудничества Туркменистана с США, в том числе и по линии спецслужб. Однако, стоит отметить наличие обоснованного понимания того, что ряд стран, особенно США, используют сотрудничество с нами в области безопасности для получения более полного контроля ситуации на границах Туркменистана и усиления своего влияния в нашей стране. Поэтому, вероятнее всего, руководство страны и ГПСТ сохранит в обозримом будущем сдержанный подход к расширению взаимодействия в данной сфере и будет отдавать приоритет единовременным проектам, ведущим к конкретным и полезным результатам,
Что же касается коррупции, её истоков, уровня и динамики, то это тема отдельного исследования, т. к. она не определяет характер одной только ГПСТ – этой болезнью поражено всё наше общество. Она требует рассмотрения не только вопросов теории и практики, но и исследования биографий конкретных лиц. В этом вопросе необходимо чётко оговорить ту систему координат, которая гарантирует от разрушающего воздействия на судьбы людей и страны в целом.
Руслан М.