В связи с началом сегодня в Женеве рассмотрения Комитетом ООН по правам ребенка ситуации в Туркменистане, Туркменская Инициатива по Правам Человека (ТИПЧ) и Международное Партнерство по Правам Человека (МППЧ) бьют тревогу о непрекращающихся нарушениях прав ребенка в этом авторитарном, репрессивном и закрытом центрально-азиатском государстве.
Комитет по правам ребенка — экспертный орган, осуществляющий наблюдение за выполнением Конвенции о правах ребенка — в 2006 году уже рассматривал ситуацию в Туркменистане. В этот раз Комитет будет оценивать прогресс в области прав ребенка, достигнутый правительством Туркменистана с 2006 года.
В докладе, представленном к рассмотрению ТИПЧ — организацией, базирующейся в Вене и тесно сотрудничающей с активистами внутри Туркменистана, детально отражены нарушения прав детей и молодежи в таких сферах как: право на свободу выражения и доступа к информации, равно как и доступа к образованию, досугу и культурной деятельности, так же, как и к базовому медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению. Доклад показывает, что ситуация в этих областях по-прежнему вызывает серьезную озабоченность и что государство не смогло добиться никаких существенных улучшений, несмотря на реформы, обещанные президентом Бердымухамедовым при вступлении в должность в 2007 году.
Туркменские власти продолжают ограничивать деятельность всех форм средств массовой информации с целью предотвращения получения гражданами (в том числе и детьми) информации, не контролируемой государством. В то время как распространение интернета возросло в какой-то степени за последние годы, власти подвергли цензуре «вызывающий подозрение» контент онлайн, заблокировав населению доступ к зарубежным сайтам, дающим независимую информацию о ситуации в стране; сайтам социальных сетей; к форумам и приложениям для обмена сообщениями, популярным среди молодежи.
В стране не было проведено никаких систематических реформ, позволяющих восстановить систему образования, деградировавшую во время правления предыдущего президента. Образование до сих пор подвержено сильному идеологическому давлению. Преподавание печально известной «Рухнамы», написанной предыдущим президентом, заменено изучением книг, написанных нынешним президентом или посвященных ему. Все так же в массовом порядке продолжают привлекать студентов к проведению праздничных парадов и других мероприятий, направленных на демонстрацию благополучия и «процветания» нации.
Широким слоям населения практически недоступна прибыль от богатых природных ресурсов страны и многие дети, особенно в сельских районах, до сих пор растут в бедности, зачастую без доступа к чистой питьевой воде. Многие семьи, чьи дома были разрушены для того, чтобы осуществить грандиозные государственные строительные проекты, не получили компенсацию, адекватную утерянному жилью, либо не получили никакого возмещения за свои жилища. Обещанная государством поддержка многодетным семьям в большинстве своем носит декларативный характер.
Несмотря на строительство в последние годы ряда современных медицинских учреждений, сектор системы здравоохранения все еще характеризуется такими базовыми проблемами, как нерациональное распределение ресурсов, коррупция, нехватка квалифицированных кадров, и недостаток снабжения и медикаментов, что ставит под угрозу здоровье, как взрослых, так и детей. Власти продолжают отрицать и скрывать «нежелательную» информацию, касающуюся здоровья населения, такую как вспышки инфекционных заболеваний, и все чаще прибегают к сомнительной тактике соблюдения моральных устоев и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи.
ТИПЧ и МППЧ призывают Комитет по правам ребенка обратить пристальное внимание на проблемы и вопросы, поднятые в докладе ТИПЧ. Организации обращаются к Комитету с призывом потребовать от правительства Туркменистана предоставить точные цифры и данные по вышеперечисленным областям, и указать правительству Туркменистана на отсутствие прогресса в исполнении рекомендаций, сделанных Комитетом по правам ребенка восемь лет назад.
В завершении настоящей сессии Комитет по правам ребенка утвердит перечень вопросов Туркменистану, на которые власти страны должны ответить до заключительного этапа рассмотрения ситуации в Туркменистане, который запланирован на январь 2015 года. На сессии в январе также состоится прямой диалог комитета с представителями властей Туркменистана.
В рамках проекта, осуществляемого ТИПЧ совместно с базирующейся в Брюсселе НПО МППЧ и центрально азиатскими партнерами, директор ТИПЧ Фарид Тухбатуллин будет присутствовать сегодня на рассмотрении Туркменистана в Женеве, чтобы проинформировать членов Комитета по правам ребенка о вопросах и рекомендациях, отраженных в докладе его организации, а также для того, чтобы предоставить дополнительную информацию.
Краткое изложение основных проблем
Ниже приводится краткое изложение основных вопросов, затронутых в докладе ТИПЧ Комитету по правам ребенка, дополненное событиями, произошедшими после представления доклада в феврале 2014 года. С полной версией доклада ТИПЧ можно ознакомиться здесь.
Право ребенка на свободу выражения мнения и доступа к информации.
Туркменские власти продолжают серьезно ограничивать свободу выражения мнений и доступ к независимой информации, что препятствует праву детей искать, получать, передавать информацию и иметь доступ к информации из различных национальных и международных источников.
Печатные издания и телерадиовещание жестко контролируются правительством, используются им как средство идеологической пропаганды, несмотря на вступивший в силу в 2013 году новый закон о СМИ, который определенно и недвусмысленно запрещает цензуру и гарантирует право на свободный доступ к информации. В стране нет независимых и неподконтрольных государству СМИ.
Несмотря на то, что в последние годы проникновение интернета медленно нарастает, оно все еще остается достаточно низким (в соответствии с доступными статистическими данными охват составляет около 7% населения) по причине высокой стоимости и недостатка систематических усилий по расширению доступа к интернету. В то же время, широко распространена интернет-цензура. Независимые, базирующиеся за рубежом сайты, информирующие о ситуации в стране (такие, как сайт Хроника Туркменистана), как и сайты социальных сетей, приложения для обмена сообщениями через мобильные устройства и форумы, популярные среди молодежи, заблокированы в стране. Известно, что электронная почта также просматривается спецслужбами.
После прихода к власти нынешнего президента было открыто некоторое количество интернет-кафе. Но атмосфера в этих кафе нерасполагающая – посетители обязаны предъявлять свои документы, кроме того, пользование интернетом регистрируется. В большинстве школ вовсе нет доступа к интернету.
Телевидение служит основным средством пропаганды туркменских властей и программы, транслируемые на местных каналах, тщательно просматриваются. Надо сказать, что зарубежные ТВ каналы доступны для просмотра, благодаря частным спутниковым антеннам, но власти предприняли попытку ограничить доступ к этому источнику информации, инициировав демонтаж спутниковых антенн, мотивируя это тем, что антенны портят вид зданий.
Граждане, которые высказывают какую-либо критику в адрес режима в самой стране, как и те из них, которые живут за пределами страны, и члены их семей, живущие в Туркменистане, подвергаются преследованиям. Не так давно, в апреле 2014 года, брату руководителя ТИПЧ не позволили вылететь из Туркменистана и заявили, что он и его 9-летний сын находятся в списке тех, кому запрещено выезжать за границу.
Туркменские власти настойчиво пропагандируют патриотическую музыку и препятствуют распространению музыкальных течений и направлений, популярных среди молодежи, таких, как рэп и хип–хоп. Делается это путем ограничения доступа в студии звукозаписи артистов, не одобряемых правительством и блокирования доступа к веб-сайтам, распространяющим неугодную властям музыку.
Право ребенка на образование, отдых и досуг, а также на свободное участие в культурной жизни.
За годы правления предыдущего президента Ниязова, система образования в стране значительно ухудшилась. После смерти Ниязова в 2006 году были начаты некоторые реформы образовательной системы, в 2013 году продолжительность обязательного образования была увеличена до 12 лет. Тем не менее, процессу реформирования не хватает четкой общей стратегии. Новые учебные планы были разработаны поспешно и непоследовательно; переход к 12 –ти летнему школьному образованию был реализован в короткие сроки без соответствующей подготовки. В целом существенных улучшений в качестве образования так и не произошло.
Многие учителя, получившие дипломы в последние двадцать лет, недостаточно подготовлены профессионально. Для преподавания целого ряда предметов не хватает учебников, в некоторых случаях это приводит к тому, что учителя продолжают использовать старые учебники советских времен. За пределами Ашхабада, где некоторые недавно построенные школы облицованы мрамором, образовательные учреждения (школы и детские сады) часто находятся в плохом состоянии, не имеют необходимого базового оборудования. В то время как нынешний президент выступил с рядом заметных инициатив по снабжению школ компьютерами, учителя часто не используют компьютеры из-за недостатка IT знаний, а также из-за страха быть ответственными в случае, если учащиеся поломают компьютеры.
Образование по–прежнему характеризуется сильной идеологической направленностью. Изучение книги «Рухнама», написанной бывшим президентом Ниязовым, было упразднено в 2013 году, хотя продолжает входить в список литературы, обязательной для прочтения на уроках литературы и при вступительных экзаменах в университет. Вместе с тем, по состоянию на начало 2014 года в школах введены уроки по книгам, написанным нынешним президентом, и книгам других авторов, посвященных ему.
Школьники и студенты вынуждены регулярно участвовать в различных спортивных мероприятиях, в массовых парадах и других мероприятиях, организованных властями по случаю национальных праздников и визитов официальных лиц высокого уровня. Из-за продолжительных репетиций и подготовок к этим мероприятиям студенты пропускают занятия, тратят свое свободное время, рискуют здоровьем. В ноябре 2012 года двое студентов заболели пневмонией и умерли после того, как в морозный день принимали участие в репетиции празднования Дня Независимости.
В системе образования широко распространена коррупция. Учителя платят взятки за трудоустройство, в то же самое время платят взятки и родители как за прием их детей в детские сады и школы, так и за вынесение оценок. Так же родители учащихся и учителя школ зачастую вынуждены платить за школьные принадлежности и даже за ремонт школьных зданий.
В связи с тем, что количество мест для студентов в вузы ограничено, особенно высок уровень коррупции в вузовской системе. По данным источников ТИПЧ, проживающих внутри страны, размер взятки за поступление в университет в зависимости от престижности ВУЗа может достигнуть 15.000 и более евро. В настоящее время правительство рассматривает проект введения платы за обучение, но поможет ли это в борьбе с коррупцией – неизвестно.
За последние годы возросло количество студентов, обучающихся за рубежом. Но и эта категория студентов попала под давление со стороны властей. В некоторых случаях студентам не позволяли выехать из страны и/или вызывали их и допрашивали на предмет того, как они относятся к политическим событиям в странах их обучения. В январе 2014 года президент подписал указ, вводящий новые правила сертификации зарубежных дипломов в Туркменистане, создавая тем самым дополнительные препятствия для признания дипломов тех, кто обучался за пределами страны и вернулся домой после завершения обучения.
Многие представители этнических меньшинств лишены возможности учиться на родном языке в связи с закрытием школ и сокращением часов обучения на этих языках в последнее десятилетие. Учащиеся до сих пор обязаны носить национальный туркменский костюм.
В последнее время туркменские власти активизировали усилия по «укреплению моральных норм» среди населения, особенно среди молодежи. Есть опасения, что это может стать новым поводом для репрессий. По данным ТИПЧ, в ряде случаев молодые пары, державшиеся за руки или обнимавшиеся публично, были предупреждены полицией о том, что они не должны этого делать, иначе их ждет задержание или исключение из университета и т.п.
Право ребенка на необходимый уровень жизни
Несмотря на богатые природные ресурсы Туркменистана и растущий ВВП, многие люди в стране продолжают жить в бедности. Растущая стоимость жизни, массовая безработица и зарплаты, не выдаваемые вовремя – это только часть проблем. По данным ТИПЧ, затраты средней потребительской корзины для семьи из четверых человек (родители и двое детей) может составлять более 1000 манатов (более 250 евро), в то время как минимальная зарплата в стране (по официальным данным на начало 2014 года) составляет 440 манатов (около 115 евро).
Во многих частях страны серьезной проблемой остается недостаток доступа к пригодной для питья воде, что усугубляет последствия для здоровья семей и детей. Использование воды из загрязненных источников, в частности, из ирригационных каналов, способствует распространению заболеваний, таких как, диарея и дизентерия.
Не получили соответствующей компенсации многие семьи, проживавшие в домах, снесенных в целях строительства государственных проектов, таких как трассы, стадионы, гостиницы и роскошные жилые дома. Некоторым семьям было выделено альтернативное жилье, несопоставимое по размерам с тем, которое они вынуждены были покинуть; некоторым семьям пообещали выделить альтернативное жилье только через несколько лет; некоторым вообще не выдали никакой компенсации. В настоящее время более 300 семей, чьи дома были разрушены, живут на окраине Ашхабада в бараках, в ужасающих условиях.
В целях восстановления традиции многодетности в семьях, туркменские власти ввели в 2008 году почетное звание Ene mähri («Материнская нежность») для женщин, имеющих восемь или более детей. Эти женщины и их семьи имеют право на определенные льготы, такие, как бесплатный проезд в общественном транспорте. Власти также обещали этим семьям улучшить жилищные условия, чего в большинстве случаев не было сделано. Так, в связи с Международным Женским днем в 2014 году 17 женщинам (носительницам почетного звания) были обещаны новые квартиры в Ашхабаде. Получили квартиры только пятеро из них.
В другом эпизоде, приводимом ТИПЧ, мать восьмерых детей и ее семья, несмотря на многочисленные обращения к представителям власти (город Мары), находятся под угрозой выселения из двухкомнатной квартиры. Семье до сих пор не предложили никакого альтернативного жилья, несмотря на то, что после того, как в этом году ТИПЧ привлекла внимание к этому случаю, мать семейства была удостоена почетного звания Ene mähri.
Репрессиями и отсутствием перспектив в Туркменистане можно объяснить причины растущего числа самоубийств среди молодежи в стране. Однако нет достоверных статистических данных о числе самоубийств, среди прочего, потому что органы правопорядка занижают эти данные из-за страха последствий того, что не смогли удержать ситуацию «под контролем».
Право ребенка на здоровье.
Во время правления предыдущего президента Ниязова система здравоохранения была доведена до катастрофического состояния. Принимая власть, его приемник обещал реформы. Но, несмотря на то, что в стране построено несколько медицинских учреждений, оборудованных современным медицинским оборудованием, системный кризис в области здравоохранения далек от разрешения. Основные проблемы в здравоохранении, такие как нерациональное использование ресурсов, коррупция, недостаток квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база медицинских учреждений, недостаточное обеспечение медикаментами, так и остаются неразрешенными, что в итоге угрожает здоровью взрослых и детей.
Согласно данным организации «Врачи без границ» (Médecins Sans Frontières), в стране наблюдается систематическое отрицание серьезных проблем, связанных со здоровьем. Подтасовываются статистические данные в системе здравоохранения; медицинский персонал пребывает в постоянной атмосфере страха и обязан под давлением сверху поддерживать положительный имидж, «конструируемый» властями. В 2009 году организация «Врачи без границ» была вынуждена прекратить свою деятельность в Туркменистане из-за ограничений, лишающих ее возможности выполнять свою работу.
Власти продолжают отрицать и запрещать информацию о вспышках инфекционных заболеваний, в результате чего не принимаются адекватные меры, предотвращающие распространение этих заболеваний, пациентам не оказывается необходимая в таких случаях медицинская помощь. Например, ТИПЧ распространила информацию о том, что власти не проинформировали население и не принимали превентивных мер против распространения инфекционных заболеваний в центрах дневного ухода за детьми.
Несмотря на то, что формально медицинское обслуживание в государственных медучреждениях бесплатное, пациенты часто вынуждены оплачивать различные услуги и приобретать необходимые медицинские и другие принадлежности за свой счет. Так, например, по данным ТИПЧ, в родильных отделениях в сельской местности подразумевается, что в дополнение к официальной и неофициальной оплате медицинских услуг, поступающая в больницу роженица принесет с собой необходимые принадлежности — от бинтов и антисептиков до лампочек и вентилятора.
Из-за отсутствия систематической информационно-разъяснительной работы, а также из-за ограниченного доступа к источникам информации, молодые люди зачастую плохо осведомлены в таких вопросах как безопасный секс, ВИЧ/СПИД, а также не имеют достаточных знаний о вреде употребления наркотиков. В то же время, власти, используя сомнительные тактики, «по-своему» «разрешают» эти проблемы. Так, по данным ТИПЧ, в целях борьбы с «аморальным поведением», под которым подразумевается добрачный секс, в нескольких ашхабадских школах старшеклассницы подвергались унизительному медицинскому осмотру; в ходе кампании по борьбе с употреблением наркотиков, в столичных школах в массовом порядке принудительно заставили учащихся сдать анализ крови.