вторник, 15 июля 2014 г.

Если ли у Бердымухамедова альтернатива «Рухнаме»?

ЦГИ «Берлек-Единство»
Процессы детуркменбашизации продолжаются. Туркменистанские университеты больше не будут проводить вступительные экзамены по книге «Рухнаме», написанной первым президентом Туркменистана С. Ниязовым.

Книга представляет собой скорее эклектичный набор, а не органичный синтез ментальных конструкций и этических назиданий, составленный из положений традиционного Ислама, кладези мудрости Востока, своеобразной интерпретации туркменской ментальности и жизненного опыта самого С. Ниязова. Сам Туркменбаши в свое время утверждал, что прочитавший книгу трижды – неизменно попадет в рай.
А теперь, похоже, нынешний президент Туркменистана Г. Бердымухамедов решил, что условием вступления в рай должно являться другое, более приземленное занятие. Например, к этому подходит усердное мытье дорог перед днем рождением самого Аркадага. Перенесение и снос памятников, возведенных при С. Ниязове, переименование улиц и населенных пунктов – все это составные процессы детуркменбашизации. Они крайне опасны для правящего режима, который делает ставку даже не на консервативную, а реакционную идеологию. Власти в Туркменистане всячески пытаются не допустить влияния современных тенденций, все больше погружая страну в средневековье.
Ограничивая возможности использования интернета, телевидения власти сознательно создают герметичный, невосприимчивый к остальному миру режим. Однако и этот режим должен наполняться какой-то идеологией, давать людям систему координат. «Эпоха могущества и счастья», провозглашенная Аркадагом идейно трудноразличима от «Эпохи Возрождения» и «Золотого века» С. Ниязова. Однако вымывая из общественного сознания все следы Туркменбаши, Г. Бердымухамедов, так или иначе, вынужден будет объяснять, почему он делает так.
Последовательность в этом вопросе требует не только демонтажа памятников С. Ниязову, но и развенчание его культа личности. Здесь напрашивается историческая аналогия с выступлением о культе личности Сталина Н. Хрущева на ХХ съезде КПСС. Эта речь позволила Хрущеву утвердиться во власти, однако она подорвала построенную Сталиным государственную махину, подорвала авторитет КПСС во всем мире.
Сейчас Аркадаг, отменяя «Рухнаме», проводя системную детуркменбашизацию, сам того не понимает, наступает на те же грабли, что и Н. Хрущев. Учитывая упорство Бердымухамедова, вряд ли нужно сомневаться в необратимости этого процесса. Скорее следует ожидать творение превосходящее «Рухнаме», в которой Аркадаг всем объяснит, как нужно жить в «эпоху могущества и счастья» без кондиционеров, но зато с блестящими от чистоты дорогами.