Р.Р. Назаров
В преамбуле Конституции Туркменистана сказано: «Мы, народ Туркменистана, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение; исходя из ответственности за настоящее и будущее отечества; выражая верность заветам предков жить в единстве, мире и согласии; имея целью охраны национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа (курсив наш – Р.Н.); гарантируя права и свободы каждого гражданина и стремясь обеспечить гражданский мир и национальное согласие, утвердить устои народовластия и правового государства, — принимаем настоящую Конституцию — Основной Закон Туркменистана» (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Преамбула). Т.е. важен только суверенитет туркменского народа, а остальные народы – не имеют никакого значения.
В статье 8 Конституции отмечео: «Туркменистан предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым в своих странах за политические, национальные или религиозные убеждения». (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 8).Что такое национальные убеждения – сказать сложно, но по всей видимости в Туркменистане на это счет есть свое мнение.
В статье 55 Конституции сказано: «Президентом может быть гражданин Туркменистана из числа туркмен (курсив наш – Р.Н.) не моложе сорока лет, проживающий в Туркменистане» (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 55). Иными словами, указаны 4 ценза. Если три из них общеприняты в мировой практике: ценз гражданства, возрастной ценз и ценз проживания, то этнический ценз (туркмен и только) – это явное местное ноу-хау. Хотя понятно, что узбек или русский, казах или татарин не имеют особых шансов стать президентом Туркменистана, тот факт, что это записано в Конституции уже говорит о многом.
По данным переписи 1995 г., нетуркменское население Туркменистана насчитывало 1036 тыс. чел., что составляло 23,4% от общей численности населения. 39% нетуркменского населения составляет узбекская диаспора, около 36% — «европейцы» (из них около 80% — русские), 8,5% — казахи, по 3,5% — белуджи и азербайджанцы и т.д.
В то время как бытовой национализм в последние годы практически исчез, тысячи представителей этнических меньшинств стали сталкиваться с многочисленными проблемами, созданными действиями государственных органов.
Азербайджанцы
1926 год – 4,2 тыс. чел.
1939 год – 7,4 тыс. чел.
1959 год – 12,9 тыс. чел.
1970 год – 16, 8 тыс.
1979 год – 23,5 тыс. чел.
1989 год – 33,4 тыс. чел.
Азербайджанцы в Туркменистане наиболее компактно проживают в городе Туркменбаши, на берегу Каспийского моря, и непосредственно в столице, в Ашхабаде, где до сих пор существуют целые «азербайджанские» районы. Диаспора азербайджанцев очень сплоченная и активная, оперативно реагирует на все происходящее с представителями данной этнической группы.
Со 1991 г. Туркменистан покинуло значительное число азербайджанцев. Наиболее значительный отток был отмечен в период обострившихся дипломатических отношений между Туркменистаном и Азербайджаном. С этого же времени усилилось давление туркменских спецслужб на представителей азербайджанской диаспоры. Разрыв дипотношений, закрытие Туркменского посольства в Баку в июне 2001-го г., введение визового режима существенно осложнили жизнь азербайджанцев, проживающих на территории Туркменистана. Многие этнические азербайджанцы были вынуждены покинуть Туркменистан, поскольку лишились работы. Среди покинувших республику азербайджанцев можно назвать всемирно известного скрипача Гасана Мамедова и ряд других деятелей культуры и науки.
В период «чистки» кадров и всеобщей «туркменизации», многие азербайджанцы по различным причинам были уволены с работы в госучреждениях. Кого-то уволили из-за незнания туркменского языка (хотя это абсурд – все азербайджанцы прекрасно владеют туркменским языком), кого-то из-за несоответствия дипломов, полученных за пределами Туркменистана, кого-то подвели под плановое сокращение, но, тем не менее, на их места сразу же зачислялись представители титульной нации. Это является явным нарушением статьи 17 Конституции Туркменистана, где сказано: «Туркменистан гарантирует равенство прав и свобод граждан, а также равенство граждан перед законом независимо от национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений, партийной принадлежности». (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст.17).
После т.н. покушения на президента Туркменистана в ноябре 2002 г., когда официальный Ашхабад заявил, что в «покушении» принимали участие азербайджанские граждане, в каждом азербайджанце туркменские спецслужбы стали видеть «агента Баку». Массовая депортация азербайджанцев, которые якобы не имеют визы для нахождения в Туркменистане, была отмечена в порту Туркменбаши. Причем отправляли даже семьи с детьми, родители которых работали в Туркменистане по контракту в азербайджанских коммерческих фирмах. Показательный инцидент случился 21 декабря 2003 г. Сотни азербайджанцев, проживающих в г. Туркменбаши, собрались в обед у шиитской мечети для проведения садака (поминок) по поводу 7 дней со дня кончины президента Азербайджана Г.Алиева. К мечети приехала группа сотрудников МНБ (Министерство национальной безопасности), которые потребовали от азербайджанцев разойтись по домам. Участник рассказал, что не понимает, откуда сотрудникам спецслужб стало известно где, когда и в котором часу азербайджанцы планируют провести поминки, и уж никто не предполагал, что власти не дадут провести садака по случаю кончины Г.Алиева.
В настоящее время наметились позитивные сдвиги в отношениях между Туркменистаном и Азербайджаном, что позволяет надеяться на некоторое улучшение положения азербайджанской диаспоры.
Армяне
1926 год – 13,9 тыс. чел.
1939 год – 16 тыс. чел.
1959 год – 19,7 тыс. чел.
1970 год – 23,1 тыс.
1979 год – 26,6 тыс. чел.
1989 год – 31,8 тыс. чел.
После армяно-азербайджанского конфликта 1988-1990 гг., много армян нашло пристанище в Туркмении. Этому были причины: а) крупная армянская диаспора в Туркменистане, б) наиболее доступный морской путь из Баку. Несмотря на то, что Статья 12 Закона «О гражданстве Туркменистана», гласит: «В гражданство Туркменистана может быть принято лицо по его ходатайству, если оно имеет постоянное место жительства на территории Туркменистана в течение последних 7 лет», власти всячески препятствуют легализации данных лиц на своей территории. Не имея гражданства и лишенные прав, эти люди подвергаются унизительной процедуре проверок со стороны правоохранительных органов. Власти Туркменистана не предлагают ничего этим людям – ни гражданства Туркменистана, ни депортации в Армению, ни содействия в легализации на территории Туркменистана и защиты их элементарных прав. Напротив, постоянно оказывают давление, вызывая на плановые беседы в МНБ и заставляя писать подробные отчеты о своей жизнедеятельности каждые 3 месяца. С другой стороны, местные сотрудники УВКБ ООН, которые обязаны решать судьбы беженцев, наоборот, путем подтасовки анкетных данных, всячески препятствуют получению ими положительного ответа для переселения в Канаду. Таким образом, огромный пласт людей остается абсолютно бесправным: молодые люди 25-30 лет, живут в Туркменистане по свидетельству о рождении, поскольку им отказано в получении паспорта гражданина Туркменистана, на территории которого, тем не менее, они достигли совершеннолетнего возраста. Подобный «статус» означает полный запрет на обучение, работу и прописку по месту жительства. Прожившие на территории Туркменистана от 15 до 20 лет, эти люди так и остались «лицами без гражданства».(Армянская диаспора во времени и пространстве // Диаспоры. М., 2000. № 1-2. С. 6 – 258).
С проблемами, столкнулись активисты армянских общин в Ашхабаде и Туркменбаши (Красноводске). Ашхабадская армянская община пыталась зарегистрироваться начиная с 1992 г., но неизменно получала отказы властей. Армянским активистам не удалось добиться ни сохранения курсов армянского языка, действовавших в течение нескольких месяцев в 1992 г., ни регистрации религиозной общины Армянской апостольской церкви. Лидер армянской общины в Туркменистане Альберт Аракелов в 1996 г. вынужден был эмигрировать в США. Было отказано в регистрации и армянской общине г. Туркменбаши (Красноводска).
На положение армянской диаспоры никак не влияют отношения между Туркменистаном и Арменией, тем более что большинство армян Туркменистана – выходцы не из Армении, а из Азербайджана, Турции, Ирана.
Белуджи
1926 год – 10 тыс. чел.
1939 год – 5,4 тыс. чел.
1959 год – 7,6 тыс. чел.
1970 год – 12,4 тыс. чел.
1979 год – 18,6 тыс. чел.
1989 год –28,3 тыс. чел.
Белуджи проживают в Марыйской области, в Кушке и Тахтабазаре. Некоторые белуджи приписывают себе семитское происхождение и считают себя одним из древнейших народов мира. Поскольку «нрав» данного народа весьма свободолюбивый, а численность внушительная, белуджи постоянно находятся под контролем и «прессингом» со стороны туркменских спецслужб. Представляя собой «политически нестабильный» пласт населения, данная этногруппа подвергается плановым «зачисткам», проводимым МНБ Туркменистана. Например, такая массовая «облава» на белуджей произошла в начале апреля 2004 г. в ходе кампании борьбы с наркотрафиком. Были произведены массовые аресты белуджей, якобы причастных к наркоторговле. Среди задержанных оказалось много подростков.
Регионы проживания белуджей включают в себя центральную часть Ирана, восток Пакистана, юго-западную часть Афганистана, Марыйскую область Туркменистана. Во всех государствах проживания белуджи являются дискриминируемым меньшинством (в различной степени).
Евреи
1926 год – 2,1 тыс. чел.
1939 год – 3 тыс. чел.
1959 год – 4,1 тыс. чел.
1970 год – 3,5 тыс. чел.
1979 год – 2,7 тыс. чел.
1989 год – 2,5 тыс. чел.
Численность евреев начали сокращаться еще в 60-е годы. Евреи Туркменистана все еще проживают в пяти крупных городах — Ашгабат, Туркменбаши, Мары, Туркменабат, Ташауз. Их осталось менее 500 чел. с учетом постоянного оттока. А по мнению Иосифа Зисельса, их вообще не более 100 (http://www.svoboda.org/programs/rtl/2004/RTL.042904.asp).
Различные причины вынуждают евреев покидать Туркменистан – единственную страну Центральной Азии, где узаконено преследование людей, исповедующих другие религии. Большинство евреев не афиширует происхождения, дабы не подвергаться преследованиям властей и потому не учитывается статистикой. В странеофициально разрешены только 2 конфессии: суннитский ислам и православие. Все остальные общины полулегальны, храмов нет. Хотя это является нарушением 11 статьи Конституции Туркменистана, где сказано: «Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий и их равенство перед законом… (курсив наш – Р.Н.) Каждый вправе самостоятельно определить свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов». (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 11).
Фактически подпольно существует еврейское агентство «Сохнут», подвергаясь преследованиям властей. Ситуация обострилась после ноября 2002 г. было совершено «покушение» на жизнь Ниязова. Президент С.Ниязов подверг критике директора Ашхабадской школы № 19 С.П. Талибову за то, что здание школы в воскресные дни арендовало израильское агентство «Сохнут». Директор школы была уволена, а еврейской общине запретили собираться в здании школы. Председатель «Сохнута» Салай Меридор выразил обеспокоенность положением евреев в Туркменистане и обратился к властям Израиля с просьбой приложить усилия для поощрения репатриации евреев.
Председатель Еврейской Общины Туркменистана Иосиф Шлочицкий, отметил, что все большее количество евреев стремиться покинуть Туркменистан.
С.Шерман, активист еврейской общины Ашхабада: «За годы суверенитета страну покинули тысячи евреев. Как в Ашхабаде, так и во многих провинциальных городах исчезли целые еврейские кварталы. В Туркменистане нет синагог. Все кладбища смешанные, и только в Мары есть отдельное еврейское кладбище, так как там компактно проживали религиозные бухарские евреи. Какой области не коснись, везде евреи сталкиваются с систематическими притеснениями: захочешь построить храм – запрет, захочешь обучать детей на иврите и открыть школу – запрет, захочешь создать библиотеку – запрет. Да что говорить, если просто, для того чтобы собираться вместе, мы вынуждены сталкиваться с проблемами, чинимыми властями, либо делать это нелегально. Я думаю, что основная причина оттока евреев из Туркменистана, кроется именно в этом, в невозможности исповедовать свободно свою религию, давать образование детям, читать книги на родном языке. Ведь по сравнению… с Узбекистаном, где насчитывается несколько иудейских храмов, или с Кыргызстаном, где силами еврейской диаспоры в Бишкеке создана частная еврейская школа, обучение в которой ведется на иврите и на русском языках, не говоря уже о Казахстане, где еврейская община выпускает ежедневные газеты, наше положение выглядит просто жалко и безнадежно» (http://www.chrono-tm.org).
Надо полагать, что еще несколько лет – и о еврейской общине Туркменистана можно будет говорить исключительно в прошедшем времени.
Источник: Информационно-Аналитический Центр