вторник, 26 августа 2014 г.

Закрыли границу — лишили газет

В августе исполнился год, как было прекращено безвизовое перемещение через туркмено-узбекскую границу для жителей приграничных районов обеих стран. Это привело, в том числе, и к исчезновению в Дашогузском и Лебапском велаятах газет и журналов, печатающихся в соседней стране.
До 31 июля 2013 года жители Дашогузского велаята Туркменистана и Хорезмского велаята и Каракалпакской автономии Узбекистана могли раз в месяц, сроком на трое суток, ездить друг к другу не оформляя визы. Такое же положение с взаимными поездками граждан было и между Лебапским велаятом Туркменистана и Бухарским велаятом Узбекистана.

По инициативе туркменской стороны, во время туркмено-узбекских переговоров по консульским вопросам, которые прошли в Ашхабаде 22 июня 2013 года, был поднят вопрос о прекращении практики безвизовых поездок граждан обеих стран. И с 1 августа 2013 года жителям приграничных районов, среди которых очень много родственников, стало необходимо получать визы.
В следствии чего, поток гостей из Туркменистана в Узбекистан и из Узбекистана в нашу страну практически сошел на нет. Оформление месячной визы в Узбекистан в туркменских туристических компаниях обходится в $140. Можно, если иметь надлежащим образом оформленное приглашение от родственников, поехать из Дашогуза или Лебапа в Ашхабад (другой конец страны) и обратиться в консульство Узбекистана. Но проезд в столицу и обратно, время проживания в Ашхабаде в ожидании оформления визы и официальная плата за нее не дает ощутимого выигрыша в деньгах.
До августа прошлого года, относительно открытая граница позволяла жителям обеих стран не только ездить в гости к родным, но и заниматься небольшим бизнесом. В частности, из Узбекистана привозили прессу, в том числе и российскую. Например, газета «Аргументы и факты» печаталась в Ташкенте, как и ряд других русскоязычных изданий, и попадала в Дашогуз через пограничные пропускные пункты «Шават» и «Тахиаташ».
Не только российские газеты, но и узбекские были достаточно востребованы в испытывающем информационный голод Туркменистане. Ведь жители страны не имеют возможности подписаться на иностранные периодические издания.
Получилось, что туркменские власти, одним росчерком пера, не только ограничили права людей на свободу перемещения, но и права на свободу получения информации.