пятница, 24 октября 2014 г.

Об Атабаеве. Продолжение цикла

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных Кайгысызу Атабаеву. Автор цикла готовит свои статьи, основываясь на архивные материалы и книги, посвященные первому председателю Совета Народных Комиссаров Туркменской ССР.
Среди работ об Атабаеве, хотелось бы остановиться на публикации писателя Юрия Папорова, автора книги «Кайгысыз Атабаев». У Ю.Папорова имелся стенографический отчет IV пленума ВЦИК, состоявшегося в Ташкенте 18 июля 1922 года. С докладом на этом пленуме выступил председатель СНК Туркестана К.С.Атабаев. На этом пленуме К.Атабаев обстоятельно проинформировал о борьбе с басмачеством на территории Ферганы, Хивы, Бухары, Самарканда, Сурхан-Дарьинской и Туркменской области.

«Басмачество, — говорил он, — является крупнейшим упреком всей нашей работе в Туркестане и, может быть, даже на Востоке. На самом деле чем объясняется то, что басмачество в течение четырех лет … разрослась, перебросилась в другие области… Это объясняется тем, что вся наша работа, которая проводилась в течение четырех лет, являлась полным противоречием тому укладу жизни, быту, традициям, которые складывались здесь среди туземного населения, веками». Выказывая обеспокоенность нарастающей волной народного движения, докладчик определял его как повстанчество, то есть восстание народных масс, доведенных до отчаяния изуверством карательных органов, политикой экономического удушения дайхан.
В начале 20-ых годов К.С. Атабаев гневно клеймил командиров войсковых частей Красной Армии, без суда и следствия расстрелявших не только повстанцев, но и мирных жителей, которые доведенные до отчаяния бесчинством большевистских изуверов, были вынуждены взять в руки оружие.
Однако, к концу 20-х Атабаев, будучи председателем Совнаркома Туркменской ССР, от имени ЦК и правительства республики просит Кирова и Куйбышева содействовать выделению 150 тысяч рублей на завершение борьбы с басмачеством, то есть для того, чтобы окончательно добить, подавить движение, которому он когда -то сочувствовал и делал многое, чтобы в Москве поняли: дайхане поднялись против Советов не от хорошей жизни.
Тоталитарная система растлевала даже сильные личности, вынуждая их идти против своего народа. Судя по рассказам современников Атабаева — О.О. Шихмурадова, М.Д. Аннакурдова, М. Сахатмурадова, Б. Кербабаева Кайгысыз Сердарович 30-ых годов вовсе не походил на прежнего Атабаева — смелого, принципиального, бескомпромиссно отстаивавшего свои позиции.
Есть исследования историков, где утверждается, что супруга К.Атабаева Евгения была секретным сотрудником ВЧК и он во многом находился под ее влиянием. Насколько это соответствует действительности трудно судить.
Атабаев, как и многие деятели того времени, фигура во многом противоречивая. Невозможно оправдать все его действия, но понять можно: было много моментов, обстоятельств, складывавшихся против него и помимо его воли. Как говорится, плетью обуха не перешибешь. В конце концов, Атабаев сложил голову в неравной борьбе, стал жертвой системы, и будет вопиющей несправедливостью, если мы принизим его выдающуюся роль в туркменской истории.
**
В этом месяце исполняется 90 лет со дня образования Туркменской ССР. И Кайгысыз Атабаев один из создателей и первых руководителей республики, ставшей в последствии независимой страной.